Статьи

«Летопись возрождения» Тридцать лет жизни Красноярской епархии в цикле фильмов от «Касьяновского дома»

Василий Варламов

В конце 1980-х годов прошлого столетия Советский Союз находился на грани краха. Проблемы в экономике усугублялись проблемами идеологическими: граждане страны советов всё яснее понимали, что обещанное «светлое будущее» и всеобщий коммунизм не наступят никогда. По телевизору показывали документальные фильмы об успехах колхозников в борьбе за урожай, но люди с большей охотой смотрели видеокассеты с пиратскими копиями «Рэмбо» и «Терминатора». Непривычная заокеанская жизнь, красиво показанная в голливудских фильмах, пугающая и притягательная одновременно, резко контрастировала с жизнью родной страны, которая была в идеологическом тупике. В обществе росла жажда перемен, желание какой-то новой, совершенно иной реальности.

Мало кто тогда предполагал, что эти перемены зайдут настолько далеко, что через несколько лет не станет не только старой идеологии, но и самой страны. Что свобода и открытость выльются в долгие годы хаоса, которые не всем будет суждено пережить. Но именно в это время возрождается, восстанавливается и крепнет Русская Православная Церковь, которая стала маяком и опорой для миллионов граждан исчезнувшего государства.

О жизни Церкви в Красноярском крае в перестроечные и постперестроечные годы рассказывает проект «Касьяновского дома» «Летопись возрождения», посвящённый 30-летию воссоздания Красноярской епархии. Цикл из пятнадцати короткометражных фильмов, созданный при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива», рассказывает о том, как началось сближение атеистической власти СССР с Церковью, о возрождении епархии на красноярской земле и о трёх десятилетиях её упорного труда на ниве служения Богу и людям. 

Как создавалась «Летопись возрождения» рассказывают её создатели: церковный историк и публицист, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации Красноярской епархии Геннадий Малашин, выступивший соавтором идеи, редактором и историческим консультантом проекта; сотрудник «Касьяновского дома», сценарист и ведущий «Летописи…» Юрий Пасхальский; режиссёр и оператор монтажа Андрей Андрюшкин.

Геннадий Малашин: В своей телевизионной практике, работая на нашем краевом телевидении, я достаточно часто обращался к такому направлению в журналистике, вдохновляясь авторскими циклами Парфёнова, Сванидзе и других. Также был такой проект, как «Летопись полувека», вышедший в 1967 году и посвящённый пятидесятилетней годовщине Великой Октябрьской революции. Цикл состоял из пятидесяти фильмов и рассказывал о рождении и развитии советского государства.

Путешествие в прошлое, с расставлением по своим местам событий, имеющих отношение к Церкви, и тех, которые вроде бы и не имели к ней отношения, но, в то же время, формировали нас как людей, как участников процесса истории — это продуктивный способ работы. И когда родилась идея создать цикл небольших фильмов к тридцатилетию воссоздания Красноярской епархии, я предложил именно такую форму воплощения этой идеи, чтобы можно было поговорить не только о церковной жизни, но и о том, какими путями шла духовная жизнь общества — а это понятие, конечно, гораздо шире, чем религия или православие. Это и музыка, и живопись, и другие виды творчества; это настроение людей, с которым они вступали в девяностый, к примеру, год.

За этот период, за эти тридцать лет, наша страна не только изменила своё название, свой строй — изменилось вообще практически всё. Тридцать лет назад сбрасывались кумиры прошлого, возникали кумиры новые. Шёл тотальный отказ от ценностей всей предшествующей эпохи. И если в 1917 году отказывались от наследия царской России, то в конце восьмидесятых — начале девяностых мы начали отказываться от всего, что было в нашей стране при советской власти.

Этот отказ от ценностей и идеалов сделал наш народ беззащитным перед любыми новыми веяниями, в том числе — деструктивного характера. Естественно, чтобы духовная жизнь отдельного человека и общества в целом развивалась, необходимы эти идеалы, необходимо незыблемое духовное начало. Но история была отвергнута, идеология тоже. И единственной хранительницей традиционных устоев оказалась Русская Православная Церковь. Более того, со временем мы начали понимать, что эти ценности, эти евангельские истины никуда и не уходили из нашей жизни. Просто мы не до конца понимали это и не называли вещи своими именами.

Поэтому роль Церкви в последние тридцать лет очень велика и значима. И не секрет, что как бы тот или иной наш современник не относился к Церкви — эти идеалы незыблемы. Признаём мы это или нет — но они есть, они основаны на двухтысячелетней истории христианства.

Поэтому говорить об истории края, Приенисейской Сибири, и не сказать о роли Церкви просто невозможно — даже если бы мы делали сугубо светский материал. Мы решили, что в этих пятнадцати фильмах мы будем говорить о том, как шло церковное возрождение, что менялось в духовной жизни общества, какие события происходили, что в тот период более всего интересовало наших земляков и как Церковь влияла на общество.

В результате возник цикл фильмов, который будет интересен не только людям церковным, но и людям светским. Потому что, как оказалось, то, что было тридцать или пятнадцать лет тому назад — как одевались люди, какие пели песни, какие танцевали танцы — это всё уже ушло в прошлое, это десять раз поменялось за прошедшее время. Изменилась эпоха, страна, те матрицы, которые эту жизнь определяют. Тридцать лет назад мы ещё не жили в цифровой эпохе, ещё не было Интернета в современном нам виде. Сейчас же дети, ещё не умеющие читать, уже интуитивно знают, как пользоваться компьютерной мышкой. И, конечно, что изменилось в жизни Церкви? — этот вопрос нам тоже был интересен.

И вот, получились эти пятнадцать фильмов. Работа над ними далась непросто. Прежде всего, вставал вопрос, как представить время на экране. Но тут нам помогло учреждение «Енисей кино», дав нам право использовать целый ряд своих видеоматериалов. Это позволило показать не только кадры из прошлой жизни, но и дать слово тем людям, которых уже нет сейчас с нами, будь то политики, деятели культуры или простые красноярцы.

Второй момент, который нам сильно помог — это наличие в «Касьяновском доме» видеоархива программы «Русские вечера», которая как-раз начала выходить в начале девяностых годов. К счастью, съёмочная группа сумела сохранить часть материалов, что также помогло нам воссоздать эпоху.

Третье, что помогло нам в работе — это богатейший фонд, собранный за последние двадцать лет епархиальным Отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации.

Имея всё это, нам требовалось только одно — слово журналиста, который смог бы осмыслить эти очень разные времена. Такой журналист, слава Богу, у нас есть — это Юрий Пасхальский, который сумел создать очень интересный, возможно, в чём-то спорный и неоднозначный, но полноценный и профессиональный цикл фильмов.

Видя готовый материал, очень интересно сопоставлять те взгляды, которые были у меня, у моей семьи, у моих в друзей в начале девяностых, с теми взглядами на начало девяностых, которые у меня есть сегодня. В какой-то мере, когда я участвовал в работе над проектом, я вынужден был пересмотреть свои взгляды на последние тридцать лет, уже ставших частью моей биографии. Всё это, конечно, безумно сложно, непросто и неоднозначно.

Я пришёл работать на телевидение в 1981 году. Как и все мои современники, тогда я ещё не понимал, что страна стоит на пороге глобальных перемен. Что умрёт Брежнев, что будет череда недолгого правления нескольких генсеков, что появится человек по фамилии Горбачёв, который умудрится всего за несколько лет полностью развалить одну из двух глобальных держав Земли. Что изменится буквально всё.

Но не все мои взгляды поменялись. Если говорить о хорошем, то Церкви «перестройка», безусловно, дала свободу, право на публичность. Об этом я мечтал ещё в семидесятые годы. Я был рад тому, что стали доступны книги и журналы, в которых печатались те тексты, которых мне, как филологу, очень не хватало. Что наступает время, когда без страха можно приходить в храмы, участвовать в Таинствах, читать религиозную литературу.

Конец восьмидесятых — начало девяностых для меня, для моих коллег, для красноярской интеллигенции — это время больших надежд. Что будущее будет иным, что будет свет, духовность, право каждого человека участвовать в жизни своей страны. Но этим надеждам не суждено было сбыться. Мы не понимали, что нас ждало время ломки всего и вся, делёж собственности между новыми хозяевами страны. Время, когда, приходя в магазин, мы ничего не могли себе позволить — потому что или не было товаров, или не было денег. Но даже эти бытовые испытания не убивали надежду на будущее.

Юрий Пасхальский: Прежде всего, нужно понимать, что мы говорим не только о возрождении Церкви, но и о возрождении духовной культуры в целом. Весь период, о котором мы повествуем в нашем цикле, был мною пережит лично, хоть часть этого времени я был ещё ребёнком. Поэтому работа над проектом позволила мне по-новому, по-взрослому осознать некоторые аспекты того мира, который строился уже при моей жизни.

Глядя в прошлое из нашего настоящего, иногда может сложиться впечатление, что события происходят мгновенно, всё меняется в один миг. Сегодня был СССР — завтра его уже нет, сегодня признавать себя верующим значит стать изгоем общества — завтра каждый человек может свободно ходить в храм. Но если разбираться в ситуации подробно, то понимаешь, что все эти изменения были очень и очень постепенными. И время то было действительно удивительным, никогда ещё наша страна, к примеру, не видела устремления такого количества людей в духовную сферу, как в конце восьмидесятых — начале девяностых.

Опять же, верующие, которые получили возможность открыто заявлять о своих убеждениях, часто идеализируют это время. Но период этот был очень сложным, потому что люди, подчас ничего не зная о вере, утром шли в храм, а тем же вечером могли запросто заряжать воду перед телевизором, смотря передачу Аллана Чумака или читать про НЛО и реинкарнацию.

Сейчас, конечно, ситуация в этом плане стала гораздо лучше. Пусть кто-то и перестал считать себя православным, но такого массового и жуткого синкретизма, который был тогда, уже нет.

Название нашего проекта — «Летопись возрождения». Кто-то может подумать, что возродилась Церковь в том виде, в каком она была в начале XX века, но это, конечно, не так. Церковная традиция, как таковая, никогда и не умирала. Пусть в малом количестве храмов и духовенства, но она продолжала жить. То же касается духовной культуры как таковой, ведь и времена СССР подарили нам немало выдающихся людей искусства. Поэтому речь идёт не столько о возрождении старого, а о том, как на основе отголосков двух прежних эпох в истории нашей страны было построено нечто новое.

Вспоминая девяностые годы, первое, что приходит мне на ум — это моё Крещение. Помню огромное скопление людей в храме, в тот день крестили сразу человек двадцать. Покровский собор казался мне тогда каким-то совершенно удивительным, сказочным пространством. Свечи, хор, молитвы, облачение духовенства — всё это выглядело фантастически нереально. И для меня эти детские впечатления, первый поход в храм, как мне кажется, были такими же, как впечатления взрослых.  Они тоже видели сказку, для них это всё было таким же чудом, как для меня. Люди обретали нечто доселе неведомое, обретали веру. И весь наш народ в то время, так или иначе, соприкасался с этим чудом.

Андрей Андрюшкин: Я максимально старался обходиться без музыки того периода, чтобы не «завалить» зрителя информацией, но аккуратно передать атмосферу времени. И только чтобы создавалось ощущение взгляда в прошлое из нашего настоящего, я использовал произведения того времени — поп- и рок-музыку. Ненадолго, чтобы создать у зрителя ощущение такого «приоткрывающегося окошка».

То же касается визуальных решений: старался обходиться минимумом эффектов, не делать всё «под девяностые» или стилизовать под VHS. В фильмах и так используется огромное количество хроники, предоставленной нам «Енисей кино» — за что мы, создатели «Летописи возрождения», очень благодарны этому учреждению.

Проект «Летопись возрождения» реализуется при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива 2019–2020».