Статьи

Явленная Параскева

Явившаяся в водах сибирской реки Кан икона великомученицы Параскевы Пятницы связала традициями почитания этой святой город Канск и окрестные деревни Бражное и Ашкаул. И хотя сейчас уже трудно выяснить, в какой из деревень хранилась икона, а сам явленный образ был утрачен в годы гонений, традиции почитания святой великомученицы Параскевы в Канске и Канском округе живы и поныне.

Первыми в Канской лесостепи были основаны селения по реке –Кан в XVII и начале XVIII века был единственной надёжной дорогой. И только после устройства Московского тракта русские начали обживать лесостепь по берегам малых речек и даже ручьёв. Браженцы, амонашенцы, курышинцы и представители других старожильческих селений по Кану до ХХ века имели самоназвание «челдоны». «Пришедшие с Дона» – не совсем верный перевод, говорят учёные; правильнее перевести – «человек воды», или «люди реки». Как древние славяне, так и первые русские поселенцы в Сибири имели особое уважение к реке.

Самоназвание сибиряков подтверждает и устное народное творчество. Коренная жительница села Бражного В.И. Сивкова вспоминает песню «Челдоночка», которую пела по праздникам её большая родня ещё в середине ХХ века. Песня, скорее всего, появилась в начале XIX века. Бражное – вообще кладезь народного песенного творчества. Ещё в середине ХХ века сюда выезжали экспедиции фольклористов народного хора им. М. Пятницкого, записывали старые сибирские песни. Были просто удивительные открытия. Например, песня «Подай балалайку» была найдена в Бражном и со временем стала визитной карточкой прославленного хора.

Но это отступление, а нам важно проследить, как в сознании русских сибиряков Кан становился священной рекой. Во-первых, для первых поселенцев река была естественной защитой от недружественных местных племен. Во-вторых, при нехватке продовольствия она оставалась кормилицей в течение всего года. В-третьих, питьевой воды лучше, чем в Кану, в нашей лесостепи найти нельзя. Уже этого достаточно было для того, чтобы люди понимали ценность реки и относились к ней как дару Божьему. В течение времени отношение к реке не поменялось. В XVIII и XIX веках, когда в приречных селениях были построены церкви, иордань в праздник Крещения Господня устраивали только на реке; крестным ходом люди шли к иордани, там служились молебны. Есть свидетельства, что и летом в праздник Иоанна Крестителя крестным ходом ходили к реке.

При таком отношении православных людей к реке могла ли иным путём, кроме как на водах Кана, явиться икона святой великомученицы Параскевы? И сегодня уже не важно, в какой конкретно деревне икона явилась – в Браженской или Ашкаульской, бесспорным является то, что икона этот образ с середины XIX века остаётся особо чтимым среди православных Бражного, Ашкаула и Канска.

Образ святой Параскевы почитаем на красноярской земле с самого начала освоения этих мест русскими. Во имя этой угодницы Божией на Караульной горе в Красноярском остроге в начале XVII века была построена деревянная часовня, а в 1852–1855 гг. на её месте построили каменную, которая стала символом Красноярска.

Церковное предание о святой великомученице Параскеве говорит, что родилась она в городе Иконии в Малой Азии, родители её особо чтили пятницу, день, когда на кресте был распят Господь Иисус Христос. В честь этого дня и дочь назвали Пятницей (по-гречески Параскевой). Она рано осиротела; достигнув совершеннолетия, Параскева приняла обет девства и заботилась о распространении веры Христовой. В 300 году при императоре Диоклетиане за отказ принести жертву идолам Параскеву злобно замучили.

Иконописцы изображают святую Параскеву суровой подвижницей; в левой руке её – свиток с текстом Символа веры, в правой – крест. Великомученица с древности пользовалась особым почитанием у восточных славян наравне со святителем Николаем Чудотворцем. Но праздник Параскевы издавна известен ещё и как «заветный» женский день – эта святая почитается покровительницей женщин, брака и семейного счастья. Крестьянки обращались к ней с просьбами о даровании детей, об исцелении, о семейном благополучии, а девушки молились о скорейшем замужестве. Параскеве Пятнице посвящено множество храмов, а ещё больше – часовен по всей России. Очень часто эти часовни и храмы возводились вблизи источников.

С ХVIII века образ великомученицы почитаем и в некоторых храмах Канского округа. Широкую известность получил источник святой Параскевы в селе Ирбейском (ныне Ирбейский район). Есть предание, что в 1790 году, когда село затронула эпидемия сибирской язвы, во сне одному пастушку явилась великомученица Параскева, взяла за руку и привела к источнику, велев в нём омываться людям и водой окроплять животных. Пастушок рассказал о чудном видении землякам, и они сделали всё, как сказала святая Параскева. Падёж животных прекратился. С той поры источник был назван именем святой великомученицы и стал местом паломничества. Там была выстроена часовня. В годы советской власти легенда забылась, но с восстановлением в Ирбейском в 1990-м году православного храма возобновились паломничества к источнику.

Служивший в Спасском соборе протоиерей Димитрий Евтихиев в 1873 г. в очерках упоминал о часовнях в расположенных на берегах Кана деревнях Пермяково и Терской, в которых также были почитаемы иконы великомученицы Параскевы.

Как началось почитание иконы святой Параскевы в Браженской и Ашкаульской деревнях, официальных данных нет. Но совершенно очевидно, что святая Параскева накрепко соединила православных людей Канска, Бражного и Ашкаула. Если до постройки Петро-Павловского храма в Бражном в 1865 году жители города и деревень целый век жили одним приходом, то после разделения прихода оказались вместе под духовным патронатом святой Параскевы.

В сборнике «Краткое описание приходов Енисейской епархии» сказано: «При Ашкаульской часовне имеется чтимая икона св. мученицы Параскевы. Сведений о ней в приходском храме нет; таковые находятся при Канском Спасском соборе, т.к. почитание этой иконы началось в то время, когда д. Ашкаульская была приписана к Канскому Спасскому собору. С этою иконою ежегодно в день Святого Духа из дер. Ашкаульской совершается крестный ход в г. Канск, а затем накануне 9-й пятницы по Пасхе икона обратно переносится из г. Канска в дер. Ашкаульскую».

Спасский собор.
Вид с Соборной площади (юго-запада) на южный (Покровский) придел.
Фото 1910 г. из фондов Канского краеведческого музея.

А в «Памятной книжке Енисейской губернии» за 1907 год упоминается о том, что «…в часовню же, находящуюся в 8 верстах от города, в 9 неделю по Пасхе при встрече и проводах ик. св. муч. Параскевы, приносимой из с. Браженского, совершается крестный ход».

При сравнении текстов закономерно встаёт вопрос: где же чтимая икона постоянно пребывала?

Мало что разъясняют и воспоминания старожилов села Бражного Емельяна и Андриана о явлении иконы (воспоминания записал в 1957 году В.М. Денисов, фамилии старожилов он не называет). Воспоминания хранятся ныне в Свято-Троицком соборе Канска. Это одна из отправных точек предания и потому представляет интерес: «В середине XIX века в селе Бражном течением воды реки Кан поднесло к берегу икону мученицы Параскевы. Жители села ежедневно брали воду в этом месте для личного потребления и однажды, придя за водой, увидели на воде икону. По существующему обычаю, икону трижды отталкивали от берега, однако она каждый раз возвращалась на прежнее место. И тогда жители и местный священник решили, что икона по произволению Божию должна быть здесь. Икону подняли и понесли в храм села Бражного. По прошествии непродолжительного времени о явлении иконы узнали в городе Канске и потребовали передачи явленной иконы в Канск. Жители Бражного категорически отказались выполнять такое требование. Спор затянулся на годы, и тогда при посредничестве епархиального епископа было оговорено, что по Ашкаульскому тракту между городом Канском и селом Бражным на расстоянии, равном половине пути, должен быть поставлен крест. К месту Креста ежегодно в 9-ю пятницу после Пасхи браженский приход шёл крестным ходом с явленной иконой, а навстречу ему шёл крестным ходом канский приход. Идущие навстречу друг другу приходы встречались у Креста и совершали богослужение».

В пользу ашкаульской версии говорят свидетельства о трёх известных часовнях, выстроенных в деревне в разное время. Сведения о первой часовне датируются 1864 годом (на тот момент она уже была выстроена). Дата возведения второй часовни зафиксирована в справочнике «Краткое описание приходов Енисейской епархии», в котором говорится, что «часовня в д. Ашкаульской построена в 1887 г.». Дата строительства третьей часовни – 1893 год. Журнал «Енисейские Епархиальные ведомости» рассказывает: «Епископ Енисейский и Красноярский (владыка Александр (Богданов) – прим. автора) посетил новоустроенную часовню в честь Великомученицы Параскевы. Строитель этой часовни встретил его хлебом-солью. Внутренняя отделка ещё не закончена».

В свете последних исследований установлено, что в Ашкауле были не только часовни, но и имелась церковь. В районном архиве сохранилась метрическая книга этого храма. Во имя какого святого (или святой) был освящён престол, пока не ясно. Справочник «Краткое описание приходов Енисейской епархии», к сожалению, об этой церкви умалчивает. Но «Памятная книжка Енисейской губернии» за 1909 год свидетельствует, что в Ашкауле работала церковно-приходская школа. Заведовал ею священник Александр Прокопьев, учительницей была Мария Николаева.

И ещё есть вопрос, ответ на который мог бы прояснить ситуацию в споре об иконе: почему земский тракт, первоначально (в 1835– 1840 гг.) называемый Бирюсинским, а затем и Царским, в конце XIX века называли Ашкаульским (и это стало его официальным названием до середины ХХ века), хотя самые удалённые от Канска селения – волостное село Амонашенское и далее Ирбейское? Значит, в сознании людей XIX века главным селением на этой дороге был Ашкаул (Ашкаульский тракт в Канске ныне носит название ул. Эйдемана – прим. автора).

При анализе и сопоставлении текстов не покидает ощущение, что за явленную икону святой Параскевы деревни (а позднее села) Браженская и Ашкаульская конкурировали. Можно в этом случае допустить, что прихожане села Браженского при поддержке священников приносили икону в Петро-Павловскую церковь на какое-то время, а информация об этом поступила к составителям «Памятной книжки Енисейской губернии».

У православных людей в России есть обычай опускать на воду иконы, утратившие лики в силу времени или каких-либо причин. А уж там воля Божья, обновиться ли иконе и в каком месте явиться в таком случае. Разбирая предание о явленной иконе святой Параскевы, надо помнить, что к середине XIX века по течению реки Кан выше Ашкаула и Бражного стояло несколько крупных селений: Рахманово, Амонашенское, Тарай, Подъянда, Хомутово, Ирбейское и другие. Мог кто-то в этих селениях по каким-либо причинам опустить на воду икону? Для верующих нет вопросов, маловерующие или вновь приходящие в храм пусть читают литературу о православных традициях.

Традиция переносить крестным ходом икону святой Параскевы из села в город продолжалась несколько десятилетий, но накануне Первой мировой войны из опасений, что чтимый образ могут похитить из ашкаульской часовни, её на постоянное пребывание поместили в Спасский собор Канска. Однако, «получив прописку» в соборе, икона всё равно крестными ходами выносилась в храмы округа и даже на поля.

Когда была утрачена икона святой Параскевы, неясно. Были предположения, что образ могли унести с собой офицеры Белой армии во время Гражданской войны. Но воспоминания некоторых православных свидетельствуют, что почитание иконы и крестные ходы с ней сохранялись до 1930-х годов (Н.А. Анциферова, М.П. Лазарева).

Исходя из этого, можно предположить, что явленная икона святой Параскевы была утрачена при закрытии Спасского собора в 1938 году и может находиться в каком-либо музее или у кого-то дома.

Несмотря на то, что икона была утрачена, в Канске не прекратилось почитание святой Параскевы. В 1964 году, когда был выстроен деревянный храм по ул. Красная Иланка, традиции почитания великомученицы оказались перенесены туда; они сохраняются по сей день. На девятую пятницу по Святой Пасхе икону вынимают из киота, украшают пурпуром и выставляют посредине храма. Божественная литургия служится по Пасхальному чину, после чего с иконой совершают крестный ход вокруг храма и служат водосвятный молебен у иордани. Затем ещё неделю икона стоит посреди церкви, прежде чем встать на своё место у царских врат. И круглый год перед образом святой великомученицы Параскевы горит неугасимая лампада.

Икона Параскевы Пятницы в Спасской церкви г. Канска (написана в 1889 году в мастерской художника Малышева в Сергиевом Посаде) предположительно из прежнего соборного иконостаса, одна из немногих святынь, уцелевших после разорения собора. Скорее всего, её могли заказать для иконостаса в те годы, когда явленная икона ещё находилась в ашкаульской часовне. Фото отца Василия Жилянина. 2014 год

В 1980 году в ходе подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси стараниями настоятеля отца Романа Цапа была проведена большая реконструкция Спасского храма: выстроены большой купол и колокольня, а также просторное здание, в котором разместились квартира священника и крестильня. В крестильне освящён престол во имя святой великомученицы Параскевы. В 1986 году настоятель храма отец Феодор Васильев пригласил художника из Ачинска Бориса Зорина, который сделал в крестильне и часовне святой Параскевы росписи на библейские темы.

1986 год. Чествование иконы святой великомученицы Параскевы.
Праздничную литургию совершил благочинный Красноярского церковного округа митрофорный протоиерей Александр Бурдин (на снимке справа). На снимке в центре — настоятель отец Феодор Васильев.
Фото из архива А. С. Смирновой

В 2020–2021 годах стараниями общины Спасского храма (староста Евгений Ретинский) была проведена большая работа по благоустройству территории храма и обновлению часовни и крестильни. Сегодня здесь очень уютный, тихий уголок.

На территории Спасского храма. Фото Дениса Афонина

Иконостас в часовне святой Параскевы. Фото Дениса Афонина

Приняв приход Петро-Павловской церкви села Бражного в 2006 году, отец Евгений Разумный провёл большую исследовательскую работу по часовням святой Параскевы.

Петро-Павловский храм в селе Бражном. Построен в 2005 г.

Коренные жители Ашкаула А. М. Баскаков и П. С. Вьюшков помогли установить места, где стояли часовни: одна была в деревне, другая – на середине пути от Ашкаула до Канска. Место деревенской часовни (скорее, это была церковь) удалось установить точно; ныне это центр Ашкаула, и, к счастью, территория не застроена. По воспоминаниям А.М. Баскакова, в 1966 году часовню разобрали, перенесли на территорию мастерской и приспособили под гараж. Дальнейшая судьба здания была такой: только закончили работу и готовились принять в эксплуатацию – случился пожар; сгорели сам гараж и два трактора в нем. Это было днём, примерно в 15 часов.
А вот точное место придорожной часовни установить уже не удалось, его определили приблизительно. Отец Евгений по благословению архиепископа Красноярского и Енисейского Антония (ныне на покое) начал подготовку к установлению на этом месте Поклонного креста. Отозвались люди, для которых история и Православная вера – базовые ценности. Казаки Канского казачьего общества подготовили площадку, а директор Канского отделения Энергосбыта ОАО «Красноярскэнерго» Сергей Коновалов оплатил изготовление креста. 25 июля 2010 года владыка Антоний за богослужением в Петро-Павловском храм освятил Поклонный крест.

Крестный ход 2011 года. Фото из архива отца Евгения Разумного

19 августа 2011 года, в день празднования Преображения Господня, по благословению архиепископа Антония состоялся крестный ход из Петро-Павловского храма с. Бражного к месту бывшей часовни. Участие в крестном ходе приняли казаки Енисейского казачьего войска из Красноярска и Канска во главе с атаманом генералом Павлом Платовым и прихожане. Праздничный молебен совершили благочинный Канского церковного округа, настоятель Свято-Троицкого собора, войсковой священник Енисейского казачьего войска протоиерей Олимпий Богинский и настоятель Петро-Павловского храма иерей Евгений Разумный.

Установка Поклонного креста. Фото из архива отца Евгения Разумного

Поклонный крест оживил местность и возвратил историческую и духовную память. «Дай Бог, чтобы вслед за установкой креста возродилась традиция встречных крестных ходов из Канска и Бражного на девятую пятницу по Пасхе к этому месту, где не один десяток лет наши земляки возносили молитвы ко святой великомученице», – сказал тогда отец Евгений.

Моя добрая знакомая Вера Ильинична рассказывала: «Едем в Канск — остановимся. Приложусь ко кресту, попрошу святую: «Параскевушка, помоги!» И помогает, всё успею сделать в городе, попаду во все нужные кабинеты, подпишу все нужные бумаги».

Материал подготовлен при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2021»