Проповеди

Владыка Пантелеимон: Исповедуясь, мы каемся не перед человеком, но перед Богом

15 февраля, по окончании Божественной литургии в канском Свято-Троицком кафедральном соборе, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Как верующие люди, мы знаем, что покаяние, исповедь очищают нас от грехов. Что Причастие — это великое Таинство, врачующее человека, исцеляющее его душу. Но сколько же вокруг нас живёт людей — таких же, как мы, но не знающих дороги в храм, не знающих Бога, а иногда, не только отвергающих, но и ненавидящих веру и верующих в Него. Это не удивительно. Потому, что враг рода человеческого, диавол — должен иметь своё воинство против Бога. И собирает он его из людей.

Человечество всегда стремилось найти Бога. Стремилось найти верные слова для молитв к Нему. Ведь люди всегда делали как добро, так и зло: грешили и любили, рожали детей и убивали, пахали землю и воевали. Потому они и стремились к Богу — просить о милости и снисхождении к себе или своим близким. Но среди множества людей на земном шаре были те, кого зовут пророками. Чего же они ждали, чего хотели? Они хотели лишь одного: услышать от Бога, как человеку жить и зачем мы созданы Им. И сегодня многие люди идут к гадателям или экстрасенсам потому что ищут каких-то подтверждений и откровений о высших силах. И от этого бывает немало горя, ведь эти гадатели служат отнюдь не Господу, и не там жаждущие узнать о Нём ищут свои ответы.

Но люди всегда искали Бога, во все времена. И вот однажды, благочестивый учёный человек по имени Симеон, один из тех, кто по повелению египетского царя Птолемея переводил Библию с еврейского языка на греческий, прочтя в книге пророка Исаии слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14) засомневался. Он подумал, что дева не может родить, и решил, что в книге ошибка, и хотело исправить слово «дева» на слово «жена». Но ангел Божий остановил его руку, и сказал, что Симеон будет жить, пока лично не убедится, что пророчество — истинно.

Это было пророчество о Матери Божией, о благодати Духа Святого, о близости Бога к человеку. И Симеон ждал рождения младенца-Иисуса, он прожил почти триста лет. Он был очень стар и немощен, и молил Бога о смерти, устав от жизни на Земле и веря в вечную жизнь и бессмертие — но не мог умереть.

Но вот, наконец, Дева Мария с младенцем-Христом пришла в Иерусалим, и Симеон встретил их. Он взял младенца на руки, и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29–32). Наконец-то слова ангела исполнились, и Симеон мог ступать в Царствие Небесное.

Что в этой истории важно для нас, живущих в XXI веке? Мы знаем, что есть Бог и есть диавол, что есть те, кто служат одному или второму; что есть душа и есть губящий её грех; что есть жизнь земная и жизнь вечная. Но, самое главное, когда нам тяжко, мы должны помнить о примере старца Симеона: иногда нужно молиться почти всю жизнь, чтобы Господь ответил нам.

«Сретение» — это по-русски «встреча», встреча с Богом. И каждый раз, когда мы приходим на исповедь и рассказываем священнику о своих грехах — мы не должны их стыдиться, потому что каемся не перед человеком, но перед Богом. Встречаемся с Ним своими помыслами, открываем душу, молим о прощении и помощи. Да, встреча с Богом всегда проходит тяжело для нас. Но Господь дал нам покаяние, чтобы мы встречали Его радостно и безболезненно, и могли следовать за Ним к вечной жизни в Царствии Небесном.

Аминь.