По окончании Божественной литургии престольного праздника в Никольском храме при красноярской Городской больнице № 1 Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к прихожанам с архипастырским словом.
«Дорогие мои братья и сестры, мы с вами — люди одной семьи, которая носит название Святая Русская Православная Церковь, мы принадлежим ко Вселенской Церкви. Церковь устроена так, что имеет две части: видимую — земную — это мы с вами, и часть невидимую, но хорошо знаемую нами — Небесную, в которой находятся души праведных, святых, угодивших Богу, и тех близких наших, за кого мы молимся и кого вымаливаем.
Земная часть носит название „воинствующая“. С кем же мы с вами воюем? Конечно же, с грехом, с диаволом, с его злобой. А Небесная Церковь носит название „торжествующая“. Только в великие дни всеобщего Воскресения мы воссоединимся для вечной жизни.
Но нас всегда интересует святость. И вот, сегодня мы с вами вспоминаем и празднуем память великой святости от Бога — мы воспоминаем святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. Можно спросить себя: „Он что, родился святым?“ Нет. „Он себя готовил как в институте к святости?“ Нет. Так почему же он все-таки святой для нас? В чем его святость и значимость для нас, людей XXI века, особенно для верующих? Эта значимость заключается в том, что он уверовал во Иисуса Христа. Уверовал от чрева матери своей, уверовал от близких своих, от Церкви, в которой он возрастал, в которой он достиг священства, епископства и архиепископства и в которую вошел как святой.
Не родился человек святым, а при помощи благодати Духа Святаго получил святость. Он не стремился к ней, как к цели, он жил по святости своей, как говорил ему Господь через Евангелие. Простой человек, который все силы полагал, проповедуя Христа, потому что Христос
— пример всех добродетелей, всей святости, а святость эта есть любовь. „Бог есть любовь“ (1 Ин. 4:8), — говорил Иоанн Богослов, память которого вчера мы праздновали. И это хорошо прочувствовал святитель Николай. Через эту любовь к Господу он возлюбил всем своим существом человека, каким бы он ни был, злым или добрым, грешником или праведником.
Николай Чудотворец возлюбил человека так, как возлюбил Господь и Спаситель наш Иисус Христос весь мир, согласившись с решением Отца Небесного, Творца и Создателя. „Да минует Меня чаша сия“ (Матф. 26:39), — молился Спаситель, и ответа не было, и тогда сказал: „да будет воля Твоя“ (Матф. 26:42) — и принял чашу страдающего.
Сказано было о Христе, что во всем Он был подобен человеку, так же болел, скорбел, плакал, так же гневался, когда выгонял торгашей из храма и опрокидывал столы менял. Гнев был праведный. Только греха Христос не имел. Истинным путем пошел святитель Николай, и дал Господь ему то же самое совершать, что и Он совершал. Больных исцелять, утопающих на море спасать, горящих в огне выводить из пламени. Он смело шел туда, где творилась неправда, чтобы ее остановить. Вспомним и акафисты, когда трех генералов, по наговору оклеветанных, хотели казнить. Может быть, они и достойны были по своей жизни казни, но Николай Угодник остановил меч. А затем оказалось, что те были не виновны.
Святитель Николай везде был, где нужна была помощь, и всегда приходил к тем, кто призывал его. Но его любовь превзошла человеческое естество. После кончины своей такие же дела он продолжает совершать каждый день — для тех, кто обращается к нему. Невзирая на веру и цвет кожи. Любовь к Богу, а, значит, и к человеку была большим измерением его жизни. Он ничего не делал героического, но уже при жизни приходило тысячи и сотни людей обездоленных и слабых, бедных и богатых, христиан и не христиан, — и они получали помощь.
В наши дни мы можем с вами целый день рассказывать о чудесах Николая Угодника, но это не чудеса — это естественное действие Бога, как, например, исцеление раковых больных. Человека врачи оперировать собираются, и главный хирург говорит: „Нет, надо еще раз проверить“. Снимают с хирургического стола пациетку — и человек оказывается здоров. А та свидетельствует: она скорбела, всей душой со страхом тряслась перед операцией, и явился ей Николай Чудотворец и сказал: „Жива ты будешь, у тебя нет болезни“.
И сейчас солдаты наши получают защиту и помощь святителя. А если расспросить ветеранов, которые воевали и в тылу трудились, то мы с вами увидим, насколько велико молитвенное участие Николая Чудотворца — не хватит бумаги, чтобы его описать.
Но если он такой добрый, то почему не помогает каждому из нас? А потому, что помощь нужна тому, кто стоит уже на краю погибели. У кого рушится даже вера в собственные силы, кто оставляет Бога, и тогда Николай Угодник в отчаянные минуты человеческой жизни приходит на помощь. Только надо призвать, обратиться к самому Господу Иисусу Христу, ведь наши болезни, семейные драмы разрушают даже молитву и веру в Бога. Человек прекращает молиться и начинает отступать от Бога. Бога он не видит, не слышит, каменеет его сердце и готов человек в петлю лезть. И так и делают отчаявшиеся, но верующий человек должен обратиться к Богу и к Его угодникам. И первый среди них — Николай Чудотворец Мирликийский.
Когда святитель пришел в Миры, там не было ни одного христианина, все жители были злыми язычниками. А когда он отошел ко Господу, вся область была христианской. Всей своей жизнью, без особой проповеди он привел людей к Господу Иисусу Христу. Вот это и есть жизнь простого смертного человека, который обретает бессмертие, славу Господню. Когда мы вспоминаем святых угодников, мы благодарим Самого Творца, что он нам дает таких помощников в нашей жизни. И что каждый из нас имеет свою святость, большую или малую, — об этом знает Господь, — которая ведет по жизни, дает силы для борьбы за эту жизнь и за жизнь вечную.
Этот храм больничный: он сам по себе, только по доброте человеческой открылся? Нет — благодаря действию благодати и самого Николая Угодника, а это многое значит для нашего города, для больных людей, которые проходят здесь лечение. Врачи, как могут, спасают здоровье людей, но еще и духовная сила подкрепляет болящих, а, может быть, подкрепляет их душу и чтобы уйти в последний земной путь, к вечной радости и спасению.
Как важно, что здесь есть священник, что есть вы, прихожане, что руководство в лице главного врача и его заместителей оказали содействие в создании храма. Господь не оставит ни храм сей, ни эту больницу, не оставит всех нас. Ибо приходим во врачебницу духовную, и эта врачебница врачует душу и укрепляет тело. И, конечно, мы с вами и есть избранные Господом. „Много званных, но мало избранных“ (Лк. 14:24). Мы избраны, потому что Господа избрал Николай Чудотворец, покровитель этого места. Мы избрали Господа и, объединенные верой, слабые и грешные, очищаем от греха и город, и это место, свои души и души тех, кто погибает в сетях греха и адского падения.
В этом году совпали окончание Пасхи и память Николая Чудотворца. Это особое явление, которое дает особенную благодать верующему человеку, радость на радость и благодать на благодать. И эта радость означает, что Господь в наших сердцах есть и что друзья Его — святые — наши ходатаи о спасении, всегда с нами будут пребывать до скончания века. Аминь».