Новости, Проповеди

Слово Архипастыря в день памяти святого великомученика Пантелеимона


9 августа, в день своего небесного покровителя, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон по окончании праздничного богослужения в храме Рождества Христова г. Красноярска произнес слово проповеди:

«Дорогие собратья-архипастыри, благодарю вас за ваши искренние поздравления.

День памяти святого Пантелеимона, это и праздник покровителя носящих имя мученика, и праздничный для всего народа Божия день, и в то же время, наверное — это некое внутреннее пробуждение усиленных чувств надежды, что угодник Божий будет заступничеством своим участвовать в твоей жизни. И как вы сказали, собратья-архипастыри, мы пришли в этот край, чтобы просвещать народ, а народ наш все еще часто озлоблен, а народ наш все еще разделен. И сознавая это со скорбью, сознаешь: Гражданская война все еще не закончилась, эхо ее все еще звучит, безбожие не ушло безвозвратно, любовь к ближнему нашему – независимо от его политических убеждений – все еще не вернулась до конца в наши сердца. Но мы открываем храмы, и люди, предки которых были палачами, и потомки жертвы этих палачей, — все они вместе стоят и молятся, а это – дорогого стоит.

Владыка Никодим отметил, что иногда и на пастырей, и на архипастырей нападает слабость и уныние. Я часто размышляю, а как же целитель Пантелеимон, как же Николай Чудотворец, чье имя было дано мне по св. Крещению от рождения, – к ним ведь тоже наверняка приходило такое чувство! Пантелеимон был совсем молодым человеком, у которого была любовь к жизни, к людям. Что же его подвигло стать великомучеником и принять все те страшные мучения, которые даже нацисты не применяли к своим жертвам, а к первым христианам – эти мучения применялись?

Бытие Бога бесспорно. Бог есть, Он нам явлен был в человеческом образе, во Иисусе Христе, в Сыне Божием и одновременно в Сыне человеческом. Открыт был Он человечеству пролитием крови, страданием, мучением, продолжающимся и в сегодняшней страшной борьбе за чистоту жизни человеческой. Но мы ее, эту чистоту Христову, не можем вот так, как из источника воды, почерпнуть и выпить. Пожалуй, только отец Серафим Саровский, отец Иоанн Кронштадтский, святая Ксения Петербургская, другие мученики как-то соприкоснулись к этой чистоте, и до сего дня свидетельствуют нам, верующим, о том, что это самый верный и правильный путь и к жизни вечной, и к жизни земной – то есть к человеческому счастью, человеческой радости, человеческому уделу жить на созданной Творцом земле. Эти святые показали нам, что не в золоте и серебре, не в драгоценных вещах счастье, не в дорогих машинах, а что можно и в тюремной камере быть близким к счастью и быть счастливым, как говорил отец Иоанн Крестьянкин, прошедший в свои земные дни через муки заключения в узилище.

Как нелегко пастырям нашим обращаться к сердцам народов. Народ, который разделен и который ходит с камнем на душе после развала великой страны и не нашел до сих пор до конца утешения – придет однажды весь к Господу. Только Бог может нас всех утешить во всех наших проблемах и скорбях. Это действительно так. А мы, люди в рясах, всегда будем стоять как бы обособленно, с горестью сознавая нашу немощь и наше несовершенство – такова воля Божия; мы будем биенными теми, кто нас окружает, ради спасения ближнего, – «но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор.1: 27–28).

Поэтому для меня память Николая Чудотворца и Целителя Пантелеимона сливается во единый образ христианского мира. В том, что кажущаяся наша личная бесполезность и ненужность дарит миру энергию созидания, жизни, плодотворности и приносит человеку свет нравственный и моральный. И в этот день благодарю всех, кто пришел вместе со мной помолиться – за меня, за моих братьев – за архиереев, пастырей, за то, чтобы день человека не был задушен «целлофановым мешком» безумия – то есть безверием, и не был ослеплен страшными деяниями.

Мы должны следовать за нашими святыми и подражать им только в одном – верить в Бога и веру передавать людям. Иначе безумие захлестнет мир. А Бог создал мир, чтобы он жил. Чтобы дети смеялись, чтобы мужчины и женщины любили друг друга, чтобы монахи молились и чтобы колокола звонили.

Мир часто отступал от Бога по проискам лукавого, а Господь всегда спасал мир через видимых посланников – священников. Православие есть истинный свет, который исходит от Господа через пастырское деяние, через возложение рук архиерейском в преемстве сего от апостолов, исходит через нашу соборную молитву, как было это и в сей день».