14 января, в рамках XIV Красноярских краевых образовательных Рождественских чтений, в Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования прошла работа направления «Церковь и образование». Направление возглавил Преосвященнейший Епископ Канский и Богучанский Филарет.
Владыка Филарет открыл пленарную часть заседания приветственным словом.
«Направление „Церковь и образование“ всегда предполагает многоплановое обсуждение вопросов, особенно в наше время, когда идут многочисленные преобразования, и в Министерстве образования и науки, и в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации, — отметил архиерей, — Сейчас мы можем говорить о некой синергии, соработничестве в деле развития духовно-нравственного воспитания. В особенности это касается модуля „Основы православной культуры“, который является одним из шести в школьном курсе „Основы религиозных культур и светской этики“».
Управляющий Канской епархией особо подчеркнул значимость отлаженного взаимодействия Синодального отдела религиозного образования и катехизации с Министерством образования и науки Российской Федерации, и огромный вклад, который в становление этого взаимодействия внес председатель Синодального ОРОиК, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. «На рабочих встречах Владыка Меркурий и Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов находят консенсус в отношении продолжения преподавания курса ОРКСЭ», — отметил Владыка.
«Главная задача взаимодействия Церкви и светского образования в том, чтобы помочь друг другу. Мы помогаем образовательным учреждениям в решении вопросов воспитания. А они помогают отчасти и нам, ведь священнослужители — так же, как и миряне, до принятия сана оканчивают школу, получают затем среднее и высшее образование, приобретают тот обязательный багаж знаний, с которым идут к людям. Ошибочным является понимание, бытовавшее в советское время, что священник — безграмотная и темная личность», — подчеркнул в своем выступлении архиерей.
Говоря о взаимодействии Церкви и школы, Епископ Филарет отметил: «Самое главное — это дети, с которыми работают и Церковь, и школа. Религиозные убеждения детей мы не можем выбросить из их мировоззрения. Церковь — не сторонница того, чтобы довлеть над личностью ребенка, чтобы являть доминанту над ним. Но сторонница того, чтобы ребенок воспитывался на тех духовно-нравственных идеалах православной культуры, которая является созидающей силой нашего русского народа и российского государства».
Затем в ходе пленарной части были представлены доклады на темы: «Христианская педагогика как основа современного образования», «Влияние образа преподобного Сергия Радонежского на формирование и укрепление духовно-нравственных качеств детей», «Опыт симфонии агитпропа и педагогики советского периода на вооружении современной православной миссии» и др.
В рамках направления в Красноярском краевом институте повышения квалификации работников образования прошли тематические круглые столы и семинары с участием сотрудников КК ИПК и ППРО, педагогов, духовенства и общественности: проблемный симпозиум «Как наладить участие семьи и общественных организаций в становлении практик духовно-нравственного воспитания в школьной среде?», мастер-класс «Это интересно детям. Современная православная культура и приемы работы на уроках «Основ православной культуры», аналитический семинар координаторов и руководителей муниципальных методических объединений учителей курса ОРКСЭ «Каков баланс интересов и возможностей профессионально¬го развития учителей курса «Основы религиозных культур и светской этики?», семинар «Актуальные программы и практики духовно-нравственного развития и воспитания в контексте введения ФГОС», а также круглые столы «Каковы результаты и перспективы у творческих конкурсов и олимпиад по основам православной культуры в Красноярском крае?» и «Каково значение контекста религиозного самоопределения для личностного и профессионального становления студентов?».