15 июля Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон в рамках посещения VIII ежегодного межрегионального образовательного форума «Территория инициативной молодежи «Бирюса» провел встречу-беседу «От молитвы — к патриотическому воспитанию», обратившись к руководству форума и молодежи с архипастырским словом.
Вот уже несколько лет я бываю на ТИМ «Бирюса», встречаюсь с молодежью. Мы обсуждаем самые различные проблемы современной жизни. Сегодня у нас заявлена тема «От молитвы — к патриотическому воспитанию и социальным проектам». Мы постараемся рассмотреть и прийти к пониманию этого вопроса.
Что за явление — молитва? Слово «молитва» нераздельно связано со словом «мольба» — с определенным настроем уговорить кого-то. Мать умоляет врачей спасти ребенка, студент уговаривает преподавателя поставить ему зачет, друг просит прощения у друга за свой проступок, грозящий разрушить их дружбу… Все это — конкретное обращение, с чувством осознания своей беспомощности, которая наносит вред благополучной жизни, но — не молитва.
В чем же особенность молитвы, ее суть? Молитва — это нечто, выходящее за категории «умолять», «задобрить», «уговорить». Молитва — это отношения, основанные на особом доверии к Творцу. Молитва доступна только тому, кто верует, кто воспринимает веру как абсолютное, постоянное явление, которое существует независимо от нас, потому что именно Всевышний создал нас, дал нам свободу разума и действий.
Господь не оставил нас; подобно светофору, Он подает нам знаки, указывает на грозящие нам опасности разного толка. Знаки эти доступны только верующим людям, которые вступили с Господом в особые взаимные отношения. Молитва становится силой, позволяющей христианам понять Бога. «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16).
Любовь имеет множество проявлений. Любить можно родителей, супругов, игрушки, сладости… Любовь может приобретать и извращенный характер, когда она переходит нравственные границы и становится безумной страстью, например, к обогащению. Но в изначальном смысле любовь — это жертвенное чувство, готовность отдавать, ради кого-то или чего-то. Мы можем осуждать революционеров, декабристов, но они были одержимы любовью к человечеству — в своем понимании — и поэтому для них было абсолютно оправданным все то, что они делали. Сейчас мы понимаем, к каким последствиям привела Россию эта любовь, но имеем ли мы моральное право их осуждать?
Простая любовь юноши к девушке, потом — семья, потом — любовь между родителями и детьми. Последняя — особая, ведь малыши чисты, и поэтому ближе нас к Богу.
Любовь требует созидания. Любовь не может никак быть связанной с тягой к разрушениям, убийствам, смерти. «Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20). Любовь к жизни, тяга к ее продолжению должны быть главными нашими стимулами. В XXI веке человечество начинает забывать об этом: ежедневно мы слышим о самоубийствах, наркомании, военных действиях… Молитва как раз призвана вернуть нам любовь к жизни, а значит, и к Самому Господу Богу.
Любовь к Всевышнему — это не преклонение перед неведомым существом, а осознание существование высшего разума, который внутри нас и вокруг нас. Божественная любовь к нам раскрыта через Иисуса Христа. Он — высший пример во всем для каждого христианина.
Молитва исполняет функции энергетического созидания, очищения и покаяния. В определенный момент каждый из нас понимает, что своего ума и своих сил бывает мало для решения какой-то одной задачи. Многие великие ученые обращались к Богу, когда чувствовали, что им не хватает своих сил. Так поступал, например, великий химик Дмитрий Иванович Менделеев.
Молитва выполняет много функций. В ней мы раскрываем свои грехи, свои слабости, свои страхи — то, что мы привыкли скрывать от людей. Представьте, сколько было бы разочарований и душевных травм, если бы люди начали друг другу рассказывать о своих темных сторонах! Но вечно в себе это держать невозможно; для этого и существует молитва.
Обращение к Богу помогает найти человеку золотую середину в жизни, обрести внутренний стержень, чтобы быть счастливым самому и поддерживать близких.
В наши дни много говорят о патриотическом воспитании. Патриотизм — это особый вид любви: к своей земле, к своим соотечественникам, к поколениям своих предков, которым Бог дал эту землю. Русский народ — великий народ. Он стойкий, добрый, он любит свою землю. Целыми столетиями мы отстаивали нашу Отчизну, защищали ее от разных захватчиков.
Какая сила поможет сохранить нашу страну в XXI веке? Всех нас с вами, наши дома, будущие поколения? Эта сила в наших сердцах — сыновья любовь к Родине-матери, готовность посвятить или даже, если потребуется, отдать свою жизнь во имя Родины. Эта сила должна быть у каждого народа, который хочет сохранить свое место и свое имя. Иначе в наши границы, на нашу землю придут люди с другой культурой, другим языком, другими ценностями — и мы уже никогда не будем свободными. Православная Церковь веками помогала людям сохранять чувство принадлежности к своему народу, своей культуре, своей земле.
Патриотизм — это чувство достоинства за свою землю. Я был недавно в Шушенском, там есть прекрасный этнографический музей. Увидев его экспонаты, прекрасные вещи изготовленные русскими людьми своими руками из самых простых материалов — глины, бересты — я в очередной раз убедился в неисчерпаемости умений и талантов нашего народа.
Патриотизм неотделим от веры в Бога. Кроме как волей Всевышнего — не объяснить, что нам досталась такая огромная прекрасная страна, над которой никогда не заходит солнце. Какими бы мы ни были разными, в нужный момент русские люди всегда находили в себе силы объединиться, встать на защиту любимой страны.
Духовный стержень сохранения себя как части огромного великого народа дается нам вместе с верой и молитвой. Молитвой мы побеждаем дурные наклонности, обретаем надежду на будущее. Вера, надежда и любовь едины.
Вы все сюда прибыли не ради веселья, танцев и музыки. Вы прибыли, чтобы найти для себя что-то новое, полезное, чтобы нести благо окружающим и заслуженно гордиться собой. Не всегда в России хватает трудолюбия, а ведь без него, кстати, не может быть и настоящей молитвы — это ведь тоже труд. Патриотизм должен иметь фундаментальные основы, практическую пользу. Сбор урожая или космические исследования — неважно, лишь бы процветало Отечество.
Не всегда нам хватает единства, порой мы слишком разобщены. Я бы очень хотел, чтобы каждый из нас чувствовал, что каждая сосна и каждая береза, каждая белка и каждый медведь, каждый человек — прекрасны, и что все вместе мы — великая сила.
Молитва — великая сила. Она может совершаться везде: дома или в чистом поле, во время труда и в минуты отдыха. Порой мы и сами не замечаем, что молимся. Простым высказыванием «О, Господи!» мы выражаем изумление или огорчение, но это уже призвание Всевышнего — значит, молитва. А когда десятки верующих собираются вместе в храме, их молитвы объединяются в единый энергетический пучок, достигая Божиего престола.
Молитва — это и врачевание, и исполнение Божиих заповедей, и спасение души от разрушения. Религия позволяет человеку приобрести иммунитет от диавольских страстей, и молитва играет в этом действии важнейшую роль. Особо подчеркну, что молитва Всевышнему несовместима с обращениями к различного рода колдунам, знахарям и чародеям; невозможно одновременно верить и в Творца, и в мнимые сверхъестественные силы, а если попробовать совместить несовместимое, то и с ума можно сойти.
Господь слышит наши молитвы, но не всегда исполняет. Почему? Иногда мы по своему совершенству просим того, что не является для нас благом, а порой мы молимся о том, чего можем достичь сами, своим умом, своими силами.
Бог вам дал красоту, молодость, здоровье и силы. Пользуйтесь этим во благо! Обращайтесь к Господу, и вы не погибнете, жизнь всегда будет с вами!