Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 23–29 мая в 2022 году — пятая седмица (неделя) по Пасхе.
24 мая (11 мая ст. ст.). День памяти равноапостольных Мефодия (+885) и Кирилла (+869), учителей Словенских
Кирилл (в миру Константин по прозвищу Философ, 827—869, Рим) и Мефодий (в миру Михаил; 815–885, Велеград, Моравия) — создатели славянской азбуки, церковнославянского языка и проповедники христианства.
Братья Кирилл и Мефодий происходили из византийского города Фессалоники (Салоники, славянск. «Солунь»). Их отец по имени Лев занимал высокую военную должность при губернаторе Фессалоники. В семье было семь сыновей, причём Михаил (Мефодий) — старший, а Константин (Кирилл) — младший из них.
Фессалоники, в которых родились братья, были двуязычным городом. Кроме греческого языка, в них звучал славянский солунский диалект, на котором говорили окружающие Фессалоники племена: драгувиты, сагудиты, ваюниты, смоляне и который, по исследованиям современных лингвистов, и лёг в основу языка переводов Кирилла и Мефодия, а с ними и всего церковнославянского языка.
До пострижения в монахи Мефодий сделал неплохую военно-административную карьеру, увенчавшуюся постом стратега (главнокомандующий войском) Славинии, византийской провинции, расположенной на территории Македонии.
Константин был очень образованным для своего времени человеком. Ещё до поездки в Моравию (исторический регион Чешской республики) он составил славянскую азбуку и начал переводить Евангелие на славянский язык.
Константин обучался у лучших учителей Константинополя философии, диалектике, геометрии, арифметике, риторике, астрономии, а также многим языкам. По окончании учения, отказавшись заключить весьма выгодный брак с крестницей логофета (глава господарской канцелярии и хранитель государственной печати), Константин принял сан иерея и поступил на службу хартофилаксом (буквально «хранителем библиотеки»; реально это равнялось современному званию академика) при соборе святой Софии в Константинополе. Но, пренебрегая выгодами своего положения, удалился в один из монастырей на черноморском побережье. Некоторое время жил в уединении. Затем он почти насильно был возвращён в Константинополь и определён преподавать философию в том же Манаврском университете, где недавно учился сам (с тех пор за ним и укрепилось прозвище Константин Философ). На одном из богословских диспутов Кирилл одержал блестящую победу над многоопытным вождём иконоборцев, бывшим патриархом Аннием, что принесло ему широкую известность в Константинополе.
Примерно в 850 году император Михаил III и патриарх Фотий направляют Константина в Болгарию, где на реке Брегальнице он обращает в христианство многих болгар.
На следующий год Кирилл вместе с Георгием, митрополитом Никомидийским, отправляется ко двору эмира милитенского, чтобы познакомить его с основами христианства.
В 856 году логофет Феоктист, бывший покровителем Константина, был убит. Константин вместе со своими учениками Климентом, Наумом и Ангеларием пришёл в монастырь, где был настоятелем его брат Мефодий. В этом монастыре вокруг Константина и Мефодия сложилась группа единомышленников и зародилась мысль о создании славянской азбуки.
В России в день памяти святых празднуется День славянской письменности и культуры.
25 мая (12 мая по ст. ст.). День прославления (1913) священномученика Гермогена (Ермогена), Патриарха Московского и всея Руси (+1612)
Предстоятельство владыки Гермогена выпало на страшное для страны Смутное время — 1606–1612 годы. Без преувеличения, священномученик выступил духовным лидером в борьбе за сохранение Российского государства: всеми силами он поддерживал единственного законного правителя в то время — царя Василия Шуйского, осуждал сменивший его режим «Семибоярщины» и польско-литовскую оккупацию.
Патриарх Гермоген последовательно благословил оба Земских ополчения на противостояние захватчикам. Даже в последние годы жизни, находясь фактически в плену у поляков и литовцев, он отказывался приказать русским ополченцам отойти от города — даже несмотря на угрозы смерти. В конце страшной зимы 1612 года Святейший Патриарх скончался от голода, так и не застав освобождения Москвы.
Известно, что перед тем, как стать Патриархом Московским и всея Руси, владыка Гермоген почти 20 лет был правящим архиереем в Казани. Там святитель показал себя твёрдым в вопросе веры архиереем, энергичным и талантливым миссионером, способствовавшим распространению Православия среди бывших подданных Казанского ханства.
В лике святых Святейшего Патриарха Гермогена прославили в 1913 году.
29 мая (16 мая по ст. ст.). Неделя 6-я по Пасхе, о слепом
В шестое воскресенье после Светлого Христова Воскресения Церковь вспоминает одно из чудес Спасителя, совершённых Им во время Своего земного пути: исцеление слепого от рождения человека (Ин. 9:1–38). Прежде всего, в этом евангельском эпизоде аллегорически показан слепой духовно грешный мир, который призван просветить и спасти Иисус Христос: «Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин. 9:5).
Не менее важным в исцелении слепого является и столкновение двух заветов: Старого и Нового. Жившие по ветхозаветным правилам иудеи верили, что всякий недуг ниспосылается человеку за грехи; либо предков, либо собственных — в утробе матери. Иисус Христос же ясно говорит ученикам: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3).
Законоучителей-фарисеев, узнавших о чуде, возмутило, что Спаситель совершил его в субботу — день, когда верующим иудеям предписывалось хранить покой и избегать любой деятельности. Кроме того, им оказался неприятен сам факт того, что «грешный человек» творит чудеса. Вызвав исцелённого слепца к себе, фарисеи всяческими ухищрениями стремились отрицать действительность чуда или перетолковать его.
Но прозревший не попадается в их сети и прямо говорит: «Грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин. 9:31). В конце же отрывка он прямо признает Иисуса Христа Спасителем и Сыном Божиим (Ин. 9:38).