Архипастырь

Архипастырь: Верующий после Пасхи уже не раб страстей, а воин Христов

24 апреля, в праздник Светлого Христова Воскресения, по окончании Великой Пасхальной вечерни митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Воистину Воскресе Господь наш Иисус Христос! Христос Воскресе!

Дорогие отцы, братья, духовенство Красноярской митрополии! Каждый год наш благочестивый верующий народ и тот народ, который считает своим праздничным долгом совершать Пасху Христову, произносят эти бессмертные слова: Христос Воскресе! Вспомним эту историю, которая, по сути, началась в Древнем Египте, когда народ иудейский выходил из пленения, когда Бог дал и заповедовал праздновать Пасху. В переводе слово означает «выход», «избавление» от рабства и пленения.

Какой же был устав этой Пасхи? Крестный хлеб, как символ горькой жизни: безрадостной и бесцветной, может быть, даже сытой в рабстве и пленении. Горькие травы: лук, чеснок, перец. И острые травы различного происхождения. Ягнёнок, который означает покорность. И вино прокисшее — вся горечь и густота бесправия. И народ эту Пасху совершил, ещё не переходя Красного моря по дну. Потом будет другая Пасха перехода через это море. Но устав остаётся таким же. В этом скрывалась величайшее божественное откровение. Горечи человека в рабстве греха и в рабстве смерти. Люди очень боялись смерти. Но что-то ещё означало удивительное, о чём знали мудрецы, первосвященники, пророки: скрывалось имя мессии, спасителя мира.

Совершал ли наш Господь эту древнюю Пасху? Несомненно. Он был среди своих учеников, которые этот устав несомненно знали. И вот эта Пасха как и всё завершается и Господь предлагает нечто удивительное. Он предлагает ученикам пищу — самого Себя. Он указывает на хлеб и говорит: Ешьте его, принимайте. Это тело Моё. Затем он указал на растворённое вино и произнёс: Пейте кровь Мою. Что бы это могло быть? — испрашивали ученики Его. Это была первая Евхаристия объединения народа не вокруг частной выгоды или освобождения телесного. Оно стало объединением вокруг Бога, которое освобождает человека от его греховности и смерти. И далее Господь раскрыл как будет принесён в жертву Он сам. И несведущие люди, и непонимающие, и насмешники говорят: христиане пыжатся, надушатся, подражая человекоедению, поглощают хлеб и вино. Зря они это делают.

Дорогие отцы, чтобы народ понимал, каждый священник должен сам себя приносить в жертву народу и Богу. Каждый человек в рясе проходит свою Голгофу и живём мы с вами не просто в мире мало интересующемся, но в мире взрывоопасном, невидящем Господа и нас, служителей Божиих. А кто сегодня нас окружает? Наш верующий народ. Тело Христово, ради которого мы, подражая Господу, и есть жертва Богу.

И сегодня, вручая знаки внимания Церкви, мы не можем сказать, что это награды за какие заслуги. Да, приятно, когда видят старания. Кто-то из вас своими руками, священническими руками храм построил. Кто-то через спонсоров. Батюшки сами штукатурили, красили и продолжают. И храмы поднимаются. Каждый трудится с детками, которых отдают родители нашей воскресной школе. Но какого труда это стоит в этом, довольно таки выхолощенном двадцатым столетием обществе. И люди, что шагнули из него в двадцать первое, породили детей, которые увидели пример чёрствости. Но пробуждаются души, когда приходит Пасха и говорят о Боге, и звучат над нами, как особое призвание апостольские слова: нам нужно учиться и учиться христианству. Что мы сами делаем — ведём Божий народ по пути спасения. Это и есть жертвенное служение. В нём заключено и учительство, и пастырство, и прямое священнодействие бескровной жертвы, и врачевание, вся психология. Без этого служения мир умрёт. Поэтому приходят к Христу люди в Африке, в Азии и по всему миру. Жертвенное служение пастырей наших объединяет народы, помогая обрести свободу без греха и реальную свободу от любой зависимости. Вот что принёс Господь своей Пасхой: исход из рабства продолжается. И верующий после Пасхи уже не раб страстей, а воин Христов. Без этого исхода не будет существовать человеческая солидарность, взаимоуважение и любовь, стремление утешить того, кто нуждается. Священник передаёт от себя благодатный огонь пастве и он расходится от одного к другому.  И так будет до второго пришествия и всеобщего воскрешения мёртвых. Только верующий в нашу веру свободы обретает счастье. Остальное, как богатство или слава, иллюзорны. Они уходят. И мы спасаемся. Вместе мы есть соль земли и спасение мира.

Аминь.