Давно это было, когда Россия прирастала Сибирью. Шли на восход солнца стрельцы с воеводами и казаки с атаманами, оставляя после себя остроги и острожцы, чтобы охранять занятую землю. Так появилось село Частоострожское, ныне относящееся к Красноярскому краю. А какие там места красивые! Енисей, горы, тайга с полянами, оранжевыми от жарков, зарослями Марьиных кореньев. Местное население где-то радушно принимало пришельцев, а где-то и стрелами встречали. Потом Енисей изменил русло, на старом месте появились протоки, острова, островки. И стало это старинное казачье село называться Частоостровское. Чем живёт, что празднует и о чём вспоминает это старинное сибирское село?
Праздники
В XVII–XVIII вв. построили здесь деревянную церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. А в начале XIX столетия на её месте поставили белокаменную красавицу с овальным основанием. Таких храмов на Руси немного было, сохранилось ещё меньше. Эта — единственная в Восточной Сибири. Во время гонений она была подверглась разрушениям, в алтаре пасли коров.
В 2009 году при помощи благотворителя храм восстановили, заново освятили. Правда, действует один придел, во втором и алтаря ещё нет. И за то слава Богу!
Раньше церковь была культурным центром села. Настоятель, иерей Андрей Кручинкин, старается следовать старинным обычаям и вводит новые. Нам довелось побывать в Частоостровском на престольный праздник. Троицу особенно торжественно празднуют по всей России, и Сибирь не исключение. Лестница украшена берёзками, в углу церкви — тоже берёзка, за иконами — зелёные ветки, пол устлан свежей травой. На память мы потом взяли с собой веточки и пучки зеленой травы.
После крестного хода вокруг храма батюшка пригласил из сельского дома культуры хор «Раздолье» (кстати, раньше он и матушка Ольга тоже пели в этом хоре). Что можно сказать о сибирских народных костюмах? В Сибирь отовсюду народ понаехал. Кто сам: за землей, за хорошей жизнью, за свободой; кого по этапу пригнали или отправили в ссылку. И одежда, и говор, и обычаи тех, кто приехал сюда, смешались уже: в народных костюмах есть элементы прибалтийские, немецкие, разных областей России. Сапожки на каблуке — любая модница сейчас обула бы. Юбки — клетчатые, из лоскутков, в цветочек, в горошек. Бусы и другие украшения передаются из поколения в поколение. Головы повязаны платком замысловатым образом. Привезли с собой берёзку, поставили среди лужайки. Это я помню ещё из детства. Мы украшали деревца ленточками, тетя заводила хоровод «Александровска береза, она листьями шумела…». Здесь тоже был хоровод «Во поле берёзонька стояла…» и много других песен, хороводов, плясок.
И был оркестр, да какой! Дудки, деревянные ложки, трещотка, рубель; солировал пастуший рожок.
А потом нас угощали чаем. Угощение в Сибири особенное, уникальное: шанежки со сметаной, пироги с черемухой, пироги с черемшой, черемша в сметане, соленые гольцы. Это летний праздник.
А вот весенний, Пасха. Ну, крестный ход бывает во всех храмах. Только здесь он — с куличом, на котором горят лампадки. Идут крестным ходом от храма к дому культуры на центральной площади. На Пасху разрешают всем подниматься на колокольню и целый день звонить во все колокола.
В селе Частоостровское устраивают конкурс звонарей. Откуда взяться звонарям в глубинке? А дети-то! Все лезут наверх, кто ловчее, кто быстрее, кто сильнее. Первый пролёт лестницы — с высокими каменными ступенями, как во всех старинных храмах, а дальше идут неудобные деревянные марши. Но никого это не останавливает. Ребятишки стараются очень. Жюри — отец Андрей или кто-то из прихожан — оценивают их старания и присуждают первое, второе, третье места. Но подарки получают все!
На площади — выставка рисунков, ярмарка поделок, в которой участвуют и взрослые, концерт, соревнования. Кто быстрее добежит до во-о-он того дерева; кто удержится на жёрдочке, положенной на установленные пирамидкой камешки; традиционный бой подушек и т.п. А изделия на ярмарке — из дерева и бересты, ведь кругом тайга. Я уже не говорю о сундучках, туесах, ложках-плошках. У меня есть сани-кошевни для куклы с дугой, очень тонкой резьбой на спинке и краях; полозья заканчиваются стилизованными лошадиными головами. И ещё карусель-вертушка. На ней — три ангела: с нотами, трубой и ударными тарелочками. Вверх идёт витой столбик, на нём лопасти, как у мельницы. Если внизу зажечь маленькие свечечки, лопасти будут крутиться. И много разных ещё произведений народного искусства. Конечно, играют с крашеными яичками.
А вечером будет костёр. Необычный — с хороводами, с Пасхальными песнопениями и …куклами! Куклы Иуды одеты в тряпочки, вместо голов — камешки: это грехи, Иуда внутри тебя. Их бросают в костёр, чтобы сгорели, напоминая себе, что нужно избавиться от грехов. Кому приятно носить в себе Иуду?.. Взрослые, как дети, с азартом и воодушевлением стараются точно попасть в костёр — бросают-то издалека, близко подходить небезопасно. Напоследок — подарки и фейерверк.
Памятник
Территория у храма — большая зелёная лужайка. В Сибири был обычай: вокруг нового храма сажать сосновую или кедровую рощу. Я-то вижу, скорее, цветущий яблоневый сад. Представляете, как было бы красиво: белая церковь в белом саду. Здесь нет, к сожалению.
Зато есть необычный памятник: большой валун, который нашли за околицей; на нём — литой Георгиевский крест, а природа сама создала, если приглядеться, очертание Богородицы, склонившейся над Младенцем. Этот памятник поставлен в 2014 году в честь героев Первой мировой войны. Третий после Москвы и Санкт-Петербурга. Идею подал прихожанин, отец Андрей поддержал, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон благословил. Ставили с помощью представителей бизнеса, общественности, творческой интеллигенции, главы села. «Захотелось, чтоб материал был местный, живой. А памятник — необычный». Валун напоминает очертаниями карту Красноярского края, постамент под ним тоже из природного камня с оттенками, которые сочетаются по цвету: серый, коричневый. Крест и надпись отлиты из современного металла — алюминиевой бронзы. В основание заложили капсулу с посланием потомкам.
И был грандиозный праздник. Строем шли казаки в полной форме, при оружии, со знаменем, курсанты военно-инженерного института, ребята из патриотических клубов. Отдавали героям честь. Гремел оружейный салют. В минуту молчания мерно ударял благовестник: «Бом, бом, пом-ним», а потом все (народу было много: дети, родители, гости, жители села) запели «Боже, царя храни», спели от начала и до конца. Духовой оркестр играл старинные мелодии, в том числе и первый вариант марша «Прощание славянки», который исполняли столетие назад, провожая эшелоны на войну. Возложили, конечно, цветы к подножию и выпустили белых голубей как символ мира. Летите, голуби…
Наступил черёд коллективов местного дома культуры — они пели и плясали, а с ними и все присутствующие.
Этот праздник до сих пор помнят на селе, тем более, что в Частоостровском есть несколько семей, чьи деды и прадеды были участниками двух войн — Первой мировой и Великой Отечественной. Горлановы, Толстихины, Турусовы… На местном кладбище похоронен воин Сяков, он отличился при защите крепости Осовец: когда немцы устроили газовую атаку и направились к крепости, думая, что защитников уже нет, их встретили штыки русских солдат, да так яростно, что враг побежал. Среди чудом выживших тогда был и Сяков.
Каждый год 1 августа у памятника собираются жители. Под заупокойный перебор колоколов идёт крестный ход вокруг храма. Молебен, панихида, «Вечная память», проповедь батюшки, слова гостей, родных…
Праздничным трезвоном начинается большой концерт. В прошлом году мастер-умелец Савенков, который занимается восстановлением исторических автомобилей, подарил приходу броневик времен Первой мировой войны. Он стоит рядом с памятником.
Мы смеёмся: этот храм себя в обиду не даст, тем более что в нём хранится казачье знамя, эскиз которого разработал отец Андрей.
Священник рассказывает: «С одной стороны икона Святой Троицы (так как церковь Троицкая); с другой — казачьи атрибуты: сабля, шашка, две пики со знамёнами, вверху частоостровский храм. Всё размещено в виде двухглавого орла. Храм — корона, знамёна — крылья». Ещё хранится его личная шашка, нагайки как казачьи атрибуты. Паломникам он всегда показывает приёмы владения оружием и даёт подержать его (я при таких манипуляциях с опаской забиваюсь в угол — не дай Бог, прилетит).
Отец Андрей был полковым священником в Чечне, а сейчас является духовником казачьей станицы и обучает казачат. Фланкировка, рубка шашкой… Устраивает состязания. Но духовно они не готовы ещё идти, образно выражаясь, «за веру, царя и Отечество».
О традициях казачества в другом старинном сибирском селе Сухобузимское мы расскажем в еще одной статье в серии «Епархии: знакомые и неизвестные».
Наталия Ерышева
Фотографии Ксении Багулиной,
Елены Щебюляковой
и страницы Свято-Троицкого храма в сети «ВКонтакте»
Материал подготовлен при поддержке Конкурса малых грантов «Православная инициатива — 2021»