Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 7–13 июня в 2021 году — шестая седмица (неделя) по Пасхе.
7 июня (25 мая по ст. ст.). Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, его тело было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (Лк. 8, 3), тайно взяла святую главу, положила её в сосуд и погребла на горе Елеонской — в одном из поместий Ирода.
Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретён сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от неё благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил её с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл её в том самом месте, где обрел.
Второе обретение честной главы произошло в дни равноапостольного царя Константина Великого (+337, память 21 мая/3 июня), когда христианская вера стала процветать. Двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив её в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой.
По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несёт, горшечник спокойно продолжал путь, но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал её в водоносный сосуд и передал сестре.
С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока её обладателем не стал священник Евстафий, заражённый арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы.
Третье обретение честной главы Иоанна Крестителя было около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи со ссылкой святителя Иоанна Златоуста (память 13/26 ноября) глава святого Иоанна была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810–820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, Патриарху Игнатию (847–857) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном Патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне.
Сейчас честная глава Предтечи хранится в студийском Предтеченском монастыре.
10 июня (28 мая по ст. ст.). Вознесение Господне
Вознесение Иисуса Христа на небо — одно из главных событий Священной истории. После Вознесения видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. В церковной традиции Вознесению Господню посвящён отдельный праздник.
Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк. 24:50–51) и Деяниях апостолов (Деян. 1:9–11). Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка (Мк.16:19).
Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мёртвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа (ср.: Ин. 16:7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк. 24:49; Деян. 1:4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (Деян. 1:12), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо. В Деяниях св. апостолов описано, что, начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим (Лк. 24:52), где через несколько дней на них сошёл Святой Дух (Деян. 2:1–4).
Некоторые различия в рассказе о Вознесении в Евангелии от Луки и в Деяниях святых апостолов объясняются тем, что в первом случае всё внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как во втором — на начале апостольской проповеди. Отдельные элементы рассказа о Вознесении в Деяниях святых апостолов указывают на связь со следующим за ним рассказом о Сошествии Святого Духа на апостолов (например, согласно ветхозаветным пророчествам, с горы Елеон, о которой говорится в Деян. 1:12, должно начаться наступление Дня Господа — Зах. 14:4).
В Деян. 1:3 период явлений Воскресшего Христа (и, следовательно период от Воскресения до Вознесения) определяется в 40 дней, что соотносится с другими важными 40-дневными периодами в земной жизни Господа Иисуса Христа — от Его Рождества до того дня, когда Он был принесён в Иерусалимский храм и посвящён Богу (Лк. 2:2–-38), и после Крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню, прежде чем выйти на проповедь (Мф. 4:1–2; Мк. 1:12–13; Лк. 4:1–2).
В других местах Нового Завета говорится о явлениях Христа ученикам после Воскресения «в продолжение многих дней» (Деян. 2:32–36, 3:15–16, 4:10, 5:30–32, 10:40–43, 13:31; 1Кор. 15:5–8). В Евангелии от Иоанна Сам Христос указывает на временной промежуток между Его Воскресением и Вознесением, говоря, обращаясь к Марии Магдалине, что Он «еще не восшел к Отцу» (Ин. 20:17).
11 июня (29 мая по ст. ст.). Собор святых Красноярской митрополии и прославление святителя Луки (Войно-Ясенецкого)
Собор святых Красноярской митрополии — соборное празднование памяти святых и подвижников благочестия, в земле Красноярской просиявших. Днём празднования Собора святых Красноярской митрополии установлено 11 июня (29 мая по церковному календарю). Собор учреждён по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в преддверии 155-летия Красноярской (Енисейской) епархии в 2015 году.
С ходатайством об установлении Собора Красноярских святых к Предстоятелю Русской Православной Церкви обратился митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон. Этому обращению предшествовало заседание Архиерейского совета митрополии, в который входили управляющие Красноярской, Канской, Енисейской и Норильской епархиями.
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в состав Собора святых Красноярской митрополии в настоящее время включены, в соответствии с определениями Священного Синода от 26 июля 2010 г. и 23 октября 2014 г., шестнадцать почитаемых на Приенисейской земле и канонизированных в установленном порядке подвижников, основным местом подвига, либо погребения которых являются входящие в митрополию епархии.
История Православия на Енисее насчитывает более чем 400 лет, здесь прославились благочестивыми деяниями, приняли мученический и исповеднический подвиг за Христа многие почитаемые Церковью святые. В составе Собора святых Красноярской митрополии — первый сибирский святой, мученик Василий Мангазейский (†1600), мощи которого пребывают в Свято-Троицком монастыре Туруханска, и праведный старец Даниил Ачинский (†1843), подвизавшийся в селе Зерцалы под Ачинском и принявший кончину в Енисейске.
В состав Собора включены и святители, возглавлявшие Красноярскую епархию и принявшие на этой земле страдания за веру в годы антирелигиозных гонений XX века. Безусловно, один из наиболее известных и почитаемых святых Красноярской митрополии — священноисповедник Лука, архиепископ Симферопольский (†1961), дважды в ХХ в. отбывавший ссылку на территории края (в 1923–1926 и в 1940–1943 гг.), а с декабря 1942 до января 1944 гг. бывший архиепископом Красноярским и Енисейским и возрождавший церковную жизнь на Енисее в годы войны. Подробнее с историей жизненного пути святителя и выдающегося хирурга можно ознакомиться по ссылке. С историей Православия на Енисее в ХХ в. связано житие священномученика Амфилохия (Скворцова, †1937), в 1925–1926 гг. бывшего епископом Красноярским и Енисейским и принявшего мученическую кончину за веру в 1937 г. в лагерях под Мариинском.
На берегах Енисея подвижнически служили погибшие за веру во Христа во время Гражданской войны и в последующие годы пастыри, прославленные в 2000-м и последующие годы как новомученики Церкви Русской. В составе Собора святых Красноярской митрополии — священномученики: протоиерей Евфимий Горячев (†1937); иереи Александр Поливанов (†1919); Амос Иванов (†1919); Владимир Фокин (†1919); Димитрий Неровецкий (†1919); Михаил Вологодский († 1920); Михаил Каргополов (†1919); Порфирий Фелонин (†1919); Стефан Семенченко (†1919); Трофим Кузнецов (†1919). В состав Собора включены миряне — подвижники веры, в атеистические времена принявшие мученическую кончину в северных лагерях Красноярского края: мученики Пётр Игнатов (†1941) и Стефан Наливайко (†1945).