Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 31 мая — 6 июня в 2021 году — пятая седмица (неделя) по Пасхе.
31 мая (18 мая по ст. ст.). Память святых отцов семи Вселенских Соборов
Вселенские Соборы представляли собой собрание епископов и священнослужителей всех Поместных Православных Церквей в IV–VIII веках, на которых решались догматические, канонические, литургические и иные вопросы. Именно на них было закреплено и очищено от ересей Православное вероучение.
Первый Собор состоялся в 325 году в малоазиатской Никее. Его главным решением стало осуждение еретика Ария, учившего, что Иисус Христос не имел Божественной природы, был лишь высшим творением Бога, а не Богом-Сыном и Творцом.
Следующими по порядку стали Соборы: Второй — 381 год, Константинополь, Третий — 431 год, Эфес, Четвёртый — 451 год, Халкидон, Пятый — 553 год, Константинополь, Шестой — 680 год, Константинополь.
Последний Вселенский Собор, как и I-й, состоялся в Никее в 787 году. На нём была осуждена ересь иконоборчества и установлен праздник Торжества Православия.
1 июня (19 мая по ст. ст.). День памяти благоверного князя Димитрия Донского
Благоверный великий князь Димитрий Донской родился в 1350 году, воспитывался под руководством святителя Алексия Московского. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.
Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, святой Димитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, направил ему в помощь монахов-схимников Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). За победу на Куликовом поле (между реками Доном и Непрядвой) в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы князь Димитрий стал именоваться Донским. Он устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов. Святой Димитрий преставился ко Господу 19 мая 1389 года, был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
3 июня (21 мая по ст. ст.). Празднование Владимирской иконе Божией Матери
Этот день — один из трёх праздников, связанных с почитаем Владимирского образа Русской Православной Церковью. Как и остальные два, он служит напоминанием о чудесном спасении наших предков от орд кочевников.
В июне 1480 года Владимирскую икону Небесной Владычицы перенесли в Москву из Владимира перед ожидающимся нашествием золотоордынцев. Непостижимым образом это помогло избежать всякого сражения: простояв на берегу реки Угра, неприятель затем повернул обратно в степи. Принято считать, что именно со «стоянием на Угре» пришёл безусловный конец полуторастолетнему татаро-монгольскому игу.
Само же авторство Владимирской иконы, согласно преданию, приписывают апостолу-евангелисту Луке. На Русь икона попала из Византии в начале XII века как подарок киевскому князю. Но один из его преемников, знаменитый Андрей Боголюбский, перенёс святыню во Владимир — этому она и обязана своим именем.
С сентября 1999 года Владимирская икона находится в храме-музее святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
7 июня (25 мая по ст. ст.). Неделя 6-я по Пасхе, о слепом
В шестое воскресенье после Светлого Христова Воскресения Церковь вспоминает одно из чудес Спасителя, совершённых Им во время Своего земного пути: исцеление слепого от рождения человека (Ин. 9:1–38). Прежде всего, в этом евангельском эпизоде аллегорически показан слепой духовно грешный мир, который призван просветить и спасти Иисус Христос: «Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин. 9:5).
Не менее важным в исцелении слепого является и столкновение двух заветов: Старого и Нового. Жившие по ветхозаветным правилам иудеи верили, что всякий недуг ниспосылается человеку за грехи; либо предков, либо собственных — в утробе матери. Иисус Христос же ясно говорит ученикам: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9:3).
Законоучителей-фарисеев, узнавших о чуде, возмутило, что Спаситель совершил его в субботу — день, когда верующим иудеям предписывалось хранить покой и избегать любой деятельности. Кроме того, им оказался неприятен сам факт того, что «грешный человек» творит чудеса. Вызвав исцелённого слепца к себе, фарисеи всяческими ухищрениями стремились отрицать действительность чуда или перетолковать его.
Но прозревший не попадается в их сети и прямо говорит: «Грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин.9:31). В конце же отрывка он прямо признает Иисуса Христа Спасителем и Сыном Божиим (Ин.9:38).