14 марта в ходе круглого стола «Церковь и современное информационно-издательское пространство региона. Опыт. Проблемы. Перспективы» в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края были обсуждены актуальные вопросы работы церковных и светских СМИ. В дискуссии принял участие Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон.
На встрече был представлен видеоролик о работе Красноярской епархии в информационном поле региона. Руководитель епархиального Информационно-аналитического и издательского отдела Геннадий Малашин во вступительном сообщении привел свежие статистические данные по взаимодействию Церкви и средств массовой информации и результаты общественных опросов, касающихся отношения населения России к Церкви и вере. Им были обозначены актуальные проблемы во взаимной политике отношений между церковными и светскими СМИ, затронута тема диалога Церкви и общества.
Участники круглого стола проанализировали основные механизмы появления негативной информации о Церкви в публикациях региональных СМИ и последствия их воздействия на читателя.
Было выделено несколько причин, способствующих появлению антицерковных материалов, а также отрицательных комментариев к положительным или нейтральным информационным публикациям новостных сайтов: 1) отсутствие этических норм в обсуждении вопросов религиозной тематики, ввиду того, что религия долгие годы была под запретом, и лишь чуть более двадцати лет начала присутствовать в общественном дискурсе; 2) разнополярность и невыстроенность общественных суждений по принципиальным вопросам общественной жизни, противоречивость ценностей, которыми руководствуется общество; 3) непрофессиональный, «ажиотажный» подход журналистов ряда СМИ к подготовке информации; 4) откровенно заказной характер заведомо антицерковных публикаций в кампаниях, ведущихся отдельными СМИ.
В ходе дискуссии психолог-консультант епархиального отдела по профилактике и реабилитации зависимостей, штатный диакон Покровского кафедрального собора г. Красноярска Родион Петриков отметил, что Церковь должна участвовать в диалоге со светскими СМИ и недоброжелателями компетентно, не забывая о необходимости христанской любви к ближнему.
Депутат Законодательного собрания Красноярского края Олег Пащенко подчеркнул, что Церковь не должна молчать, когда ее оскорбляют, процитировав персидского поэта Альбукасима Фирдоуси: «Чтоб быть справедливым возмездье могло, лишь злом воздавать подобает на зло».
Заведующая кафедрой истории и гуманитарных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева, к. и. н., доцент Софья Лонина сообщила, что возглавляемая ею кафедра уже несколько лет участвует в разработке теории симфонии властей, в основе которой лежит принцип взаимоотношений между церковной и светской властью на основе гармонии и сотрудничества. Она также отметила, что неравнодушные люди должны объединиться и выстроить грамотный диалог Церкви, СМИ, общества, чтобы в нашу речь вернулись слова «честь», «добро», «Православие».
Декан филологического факультета КГПУ им. В.П. Астафьева, к.ф.н., доцент Татьяна Садырина отметила, что негативная реакция части общества на попытки возродить духовную жизнь в стране возникает от тотального ценностного разочарования общества, пережившего ряд глобальных катастроф XX века.
В ходе работы круглого стола выступили руководитель пресс-службы Ачинского благочиния, штатный священник Казанского собора города Ачинска протоиерей Сергий Пигасов, штатный священник Свято-Троицкого собора города Шарыпово, ведущий телепрограммы «Благо» иерей Олег Курзаков, генеральный директор ТРК «Назарово» Алексей Стрельников, заместитель редактора «Комсомольской правды в Красноярске» по интернет-версии Вадим Мацнев.
В завершение встречи Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон отметил: «Когда мы говорим об отношении различных людей к Богу, к Создателю мира и Господу нашему Иисусу Христу, мы помним, что в современной России, как было и во все предшествующие века, восприятие бытия Бога и жизни человека во Христе неразрывно связано с отношением человека к миру, в котором он живет, и его духовной ответственностью. Из этого всегда происходила ментальность философская, богословская, культурно-нравственная, которая охватывала все аспекты жизни русского человека.
Были ли в этой жизни противоречия? Да, конечно, были.
Нужно понять то, чего пока не может принять наш народ — слишком короткий период прошел после эпохи безбожия. Церковь — это богочеловеческий организм, это соборный “воин”, борющийся со злом и, конечно же, противостоящий нравственно-моральному энергетическому разложению человека как личности. Христианство пришло в мир на крови своих мучеников. Однако христианство всегда помнило, помнит и знает весь мир христианский, что никогда оно не будет абсолютным и всеохватным для человечества путеводителем к счастью и к истине, и в этом разрезе восприятия всегда остается часть того, что мы называем зло. А поле битвы, как сказал Ф. Достоевский, — сердце человека…
Для русского Православия важнейшие понятия — вечная жизнь и бытие родной земли и государства, одно без другого немыслимо. 2000 лет Церковь воспитывала людей в этом единомыслии… И спустя годы остался в сердце человека — патриотизм.
Образ врага, образ диавола существует для нас, ибо существует в мире зло. Фашизм, национализм, шовинизм воспринимаются как обновленный метод уничтожения человеческого лика. Разрыв связей исторических, как произошло с Российской империей, Советским Союзом. Сегодня мы пожинаем плоды всего того, что было заложено без ответственности перед вечностью и Богом.
“Рече безумец: нет Бога…” (Пс. 13, 1). Но всякий, сеющий хулу, в хуле и погибнет.
А наш православный верующий народ как шел к батюшке, так и будет идти».