Недавно завершилась роспись в храме Иоанна Предтечи города Красноярска. Ниже читайте интервью нашего корреспондента с иконописцем Дмитрием Лабутиным, участником росписи, опубликованное в февральском номере газеты «Православное слово Сибири»:
Роспись — живой рассказ о Боге
Год назад, 8 января 2015 года, в день празднования Собора Пресвятой Богородицы состоялось знаменательное событие в духовной жизни Красноярского края — открытие в городе Красноярске отреставрированного Архиерейского дома. Всего через 2 месяца после этого началась роспись в храме во имя Иоанна Предтечи. Спустя год каждый из прихожан и каждый из посетителей Архиерейского дома может увидеть воочию, как изменилась эта церковь визуально.
Команда иконописцев, собранная известным мастером Иваном Хоробровым, до этого уже трудилась над росписью нескольких храмов (самый знаменитый из них — Всецарицынский, при Успенском мужском монастыре). О некоторых особенностях храмовой росписи мы поговорили с участником росписи храма Иоанна Предтечи иконописцем Дмитрием Лабутиным:
— Роспись Предтеченского храма началась в первых числах 2015 года. Еще полным ходом шла работа в Успенском монастыре, но уже и здесь пора было начинать. Мы зашли с Иваном в алтарь, установили леса и… погрузились в работу на 10 месяцев. Вначале было сложно, руки и глаза привыкли к стилистике Всецарицынского храма, но, чем больше мы трудились на новом месте, в новом стиле, тем работа шла быстрее.
— В чем различие росписей этих двух храмов?
— Храм во имя иконы Божией Матери «Всецарица» расписан в стиле XIV века. Для этого периода характерна контрастность, светотень, образы более живописны, но в тоже время эмоционально напряжены. Нам эта роспись показалась очень уместной именно для мужского монастыря. В XII же веке очень важное место занимает декоративность, но при этом нельзя назвать его более легковесным. Но по мастерству работать в этом стиле, может быть, и сложнее.
Когда смотришь на настоящие образцы, к которым мы только стремимся, возникает ощущение, что иконописец работал на одном дыхании. Это изящность и легкость линий, живой и радостный стиль. Наверное, это зависит и от мировоззрения людей того времени. Если в XIV веке Византия уже рушилась под ударами османов, то в XII веке все еще чувствуется праздничность, радость бытия.
— Если присмотреться к орнаментам, они очень непривычны для современного взгляда. Кажется, нет ни одной повторяющейся детали. Это тоже характерная особенность стиля?
— Когда смотришь на росписи XII века, начинаешь понимать главные отличия от более поздних эпох. Люди тогда очень свободно творили. В иконописи того периода все живое, никакого трафарета. Нимбы тогда без циркуля чертили, порой не очень по центру, но это никогда не раздражает. Это такая современная тенденция, некий «евроремонт», где все должно быть по отвесу, по вертикали.
Тогда и строили то «криво», ровных углов и идеально ровной поверхности никогда не было. Но во всем этом есть некий живой рассказ творящего человека. Даже орнаменты всегда живые. Ведь если сделать все четко, то, как ни странно, становится скучно. Есть некая правильная схема, но каждый человек развивается в ней совершенно по-разному.
— Почему вы выбрали именно этот период православного искусства для росписи Предтеченского храма?
— Наша команда советовалась с отцом-настоятелем. XII век показался более уместным: сказалась архитектура, не характерная для традиционных православных храмов с крестово-купольной системой, со сводами и парусами. Как расписывать плоский потолок — для нас было загадкой. В западной традиции с такой проблемой борются с помощью живописной перспективы, создающей на плоском потолке иллюзию пространства. В православном же храмовом искусстве стена должна оставаться стеной, и разрушение ее с помощью художественных приемов совсем не приветствуется. Так что на потолке мы изобразили вполне традиционный для России лик Христа, окруженный орнаментами.
Здесь архитектура эклектичная, даже ассиметричная. Даже по высоте три части храма имеют разные размерности. Поэтому пришлось творчески перерабатывать весь этот объем, тут шпаргалка помочь уже не могла. Именно стиль XII века с его богатым набором орнаментов, помог решить эту проблему.
— Кроме орнаментов и отдельных образов, на стенах храма изображены сюжеты из Евангелия. Каким образом вы выбирали их расположение?
— Во многом здесь вновь сказалась нетипичная архитектура. Из больших значимых композиций, раскрывающих, не побоюсь этого слова, суть нашей веры, у нас написаны: Благовещение, Сретение, Воскресение и Пятидесятница, рождение Церкви. Таким образом, мы кратко изложили священную евангельскую историю.
Храм, как вы наверно заметили, более «проходной» не с запада на восток, а с юга на север, именно по этой оси мы и расположили самые значимые композиции по аркам. Так, если смотреть от церковной лавки на юг, мы увидим встречу Ветхого и Нового заветов в Сретении и рождение Церкви Христовой в пятидесятнице на южной стене. То как Пятидесятница вписывается в архитектуру храма — это не иначе как чудо. Я не был в храме месяц после росписи. И когда посмотрел на него сейчас, подумал: «нарядный». Но за этой нарядностью скрывается глубина учения Церкви, нужно только уметь распознавать символы, заложенные в росписи храма.
— Каким образом выбирались святые, которых вы изобразили на стенах храма?
—Образы выбирало духовенство. Важно, что в храме есть и образы местночтимых святых. Из них мы изобразили Василия Мангазейского, Даниила Ачинского, архиепископа Луку (Войно-Ясенецкого), новомучеников Димитрия Апанского, Евфимия Горячего, Михаила Коргаполова, еп. Амфилохия (Скворцова). Всех, к сожалению, написать было невозможно, места в храме не так много.
— Сказывается ли работа над росписью храма на внутреннем состоянии художника?
— Может быть, эта работа меняет человека даже больше, чем чтение церковных книг. Ведь здесь сталкиваешься со всеми искушениями. За это время приходили и сомнения, и уныние, бывала и гордыня. Бывает, нужно переделывать то, над чем ты долго трудился, что тебе нравится, или закрашивать фрагменты, которые тебе нравились. А для этого необходимо смирение. Но когда приходит смирение, понимаешь, что это было необходимо. И за всем этим чувствуется помощь Божия.
Юрий Пасхальский специально для газеты Красноярской митрополии «Православного слова Сибири» и сайта «Касьяновского дома» (касдом.рф).