Новости, Проповеди

Архипастырь: Покаяние должно присутствовать в нашей жизни постоянно


По окончании Божественной литургии в Неделю 6-ю по Пятидесятнице Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к собравшимся со словом проповеди:

— В те времена, когда Господь еще не воскрес и не взошел на небо, Он творил дела Божиего милосердия. Все принимали Его как пророка, который низводит на людей силу Божию, благодать врачевания, очищения, правосудия и милосердия. И на этот раз к нему понесли больных, и среди них был человек, как говорится в Евангелии, «расслабленный». Господь на просьбу об исцелении сказал ему «прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:2, Мк. 2:5, Лк 5:20). Тут же нашлись люди, фарисеи, которые не знали, кто перед ними из-за своей гордыни, из-за своей надменности. «Кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Лк. 5:21) — сказали они в сердце своем, не произнося вслух. И Господь, зная, что происходит с ними, что они не далеки от погибели, тут же обличает их и указывает на то, что их незнание и гордыня приводит их к отторжению от благодати Божией. И говорит ему следующее: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мф. 9:6, Мк. 2:11, Лк. 5:24). Так Господь показал свою врачующую силу.

Кто может прощать грехи, кроме Бога? Кто может узнать мысли, кроме одного Бога? Вся внутренняя жизнь человеческая перед Богом открыта. Мы можем скрывать, лицемерить, но от Бога мы не можем уйти. И этот расслабленный был грешником. Он был не просто болен, и Господь избрал его, чтобы показать божественную власть над грехами. Но эта власть дается и людям. Человек от Бога отпускает грехи грешникам. В христианской Церкви Господь установил священство, и священник исполняет волю Божию.

А что же те, кто упрекал? И в наше время к Богу не пускает надменность и гордыня. Многие не могут прийти к Богу, потому что считают себя богатыми и славными, красивыми и сильными, и они очень уязвимы, потому что много грехов у них, и есть страшные, позорные грехи. А о том, чтобы прийти и попросить у Бога прощения и исправиться, подчас и не думают. А иногда даже приходят в храм, стараясь не помнить своих согрешений. Но почему Господь помиловал этого человека? По всей видимости, этот расслабленный осознал, от чего болезнь, осознал грехи свои. И Господь пришел к нему, потому что Он знает сердца человеческие. И расслабленный просил у Господа прощения. По всей видимости, он готовился к встрече с Богом на том свете, но ему повезло, — господь пришел к нему сам. А чтобы постыдить гордость тех, кто порицал Господа, Он сказал: «Возьми постель твою и иди в дом твой» (Мф. 9:6, Мк. 2:11, Лк. 5:24). А прежде сказал: «Прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:2, Мк. 2:5, Лк 5:20). Отсюда ясно, что все болезни наши от наших грехов, от нашей малой веры. Все наши невзгоды — это очищающая сила, горестями и горечами жизни, от согрешения. Но Господь не придет, пока не покаемся в сердце своем, пока не изменим жизнь и не призовем Его. Тогда Господь приходит к человеку, и врачует его. В наши дни мы слышим о людях на последней стадии рака, и вдруг врачи замечают замедление развития и обратный ход болезни, исцеление. А потом человек говорит: я сколько мог, призывал Господа, сколько мог, обращался к Нему и каялся. Подчас после этого люди оставляют свой бизнес, работу, уходят по обету в обитель, если это мужчина, то он принимает сан, или же продолжают свою деятельность, но направляя ее на благо Господа, на помощь другим людям.

Когда мы приходим на исповедь к священнику, это всего лишь рассказ. Покаяние должно присутствовать в нашей жизни постоянно. Тогда и происходит врачевание, исцеление. И это ответ в сегодняшнем Евангелии тем людям, которые говорят — я ничего не сделал, а такие болезни на моих детях, или на жене, муже, близких. Это самоутешение. Нужно всегда в своем сердце искать причину допущенных грехов, искоренить эту причину покаянием, верой, потому что вера — это главное условие нашего спасения. И тогда сама жизнь становится светлой, здоровой и прочной. Это является одним из главных условий нашего спасения, и не только в вечной жизни. Это спасение в этой жизни, от всего, что разрушает человека, что разрушает его жизнь, его тело, его земное бытие и счастье. Но нужно, чтобы кто-то принес этого расслабленного, подчас Господь ждет прихода всех. Приводящий болящего к церкви своими молитвами, , упованием и верой — спасает весь мир. Поэтому Божии дела никогда не прекратятся на Земле, пока будут верующие люди, знающие божие милосердие и раздающие его своей молитвой каждому живущему на земле человеку.

Аминь.