6 июля 2014 года, за Литургией в Смоленском соборе Богородице-Смоленского Новодевичьего женского монастыря в Москве, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Агафангела (Дайнеко) во епископа Норильского и Туруханского.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Агафангела на служение и вручил ему архиерейский жезл.
Преосвященный епископ Агафангел!
В сей знаменательный день, когда Русская Православная Церковь чтит Владимирскую икону Божией Матери и творит память Собора Владимирских святых, волею Небесного Владыки, явленной в решении Священноначалия, ты призван к высшему иерархическому служению в Церкви Христовой.
Продолжая древнюю традицию и благожелательствуя твоему грядущему деланию, обращаюсь к тебе с этим напутственным словом. Пусть оно послужит добрым подспорьем в совершении домостроительства благодати Божией (см. Еф. 3:2).
Ты вступаешь на особый путь, уготованный тебе промыслом Сердцеведца Господа. Следуя по этому пути, неси свой архиерейский крест «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением» (Еф. 4:2) и помни о большой ответственности за вверенных тебе овец словесных.
Исполняя волю Великого Архиерея и приемля новое для тебя служение в Винограднике Христовом, избегай надменности и честолюбивых устремлений, ибо, как учит святитель Григорий Богослов, епископ призван «всегда носить в себе божественные образы, чистые, не смешанные с дольними и обманчивыми впечатлениями, быть и непрестанно делаться как бы неомраченным зеркалом Бога и божественного» (Слово «О поставлении епископов и о догмате Святой Троицы»).
Опираясь на собственный архиерейский опыт, могу свидетельствовать, что каждый новый шаг в шествии по этой дороге нелегок, но оттого и более радостен, как радостны шаги путника, преодолевающего преграды, ибо они укрепляют его душевные силы и приближают к заветной цели.
Тебе предстоит управлять новообразованной Норильской епархией. Здесь и прежде велась активная работа митрополитом Челябинским и Златоустовским Никодимом, ныне же духовным кормчим оной надлежит стать тебе. Дивным промыслом Вседержителя, действующим благодатью Святого Духа, тебе было суждено родиться, жить и трудиться на этой земле: ты нес послушание в этом крае, ревностно возделывая ниву Христову. Приумножай же свои усилия, пребывая в единомыслии с главой Красноярской митрополии Преосвященным митрополитом Пантелеимоном. Поступай «достойно благовествования Христова» (Флп. 1:27), заботься о врученной тебе Богом епархии, особое внимание уделяй миссионерству и катехизации, утверждай клир и паству в верности христианскому званию.
За множеством административных дел и забот, требующих решения большого количества повседневных задач, не забывай, что ты призван собственным примером назидать клир и паству в благочестии. Наставляя народ Божий в учении, всегда памятуй слова апостола Павла: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1:5). Работай на ниве Господней самоотверженно, не жалея душевных и телесных сил, однако при всяком совершаемом тобой действии содержи в сердце завет апостола: «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3). Как часто мы воспринимаем эти слова, идущие из апостольской древности, от истоков нашей христианской веры, как нечто не имеющее к нам прямого отношения! Но если вдуматься в них, то как можно жить дальше без того, чтобы принять их всем сердцем и всем умом! Любовь жертвенная и милосердствующая, долготерпящая и созидающая, все переносящая и побеждающая должна подкреплять твои горние устремления и дольние дела, ибо без нее обратятся в пустословие и формализм даже самые благие начинания.
Направляя по богозаповеданному пути тех, кто готов и рад следовать за тобой, старайся простирать любовь свою и на тех, кто еще не усвоил Евангельских заповедей или даже отрицает их. Твое проникновенное слово о Правде Божией должно быть обращено к ближним и дальним, старым и юным, ученым и простецам. Именно поэтому так важно заботиться об умножении числа пастырей, искренне радеющих о словесном стаде Христовом и готовых по примеру Совершителя нашего спасения положить душу свою за овец пажити Господней (см. Ин. 10:11).
В наше время, когда на людей обрушиваются огромные потоки информации, замутняющие сознание, весьма нелегко проповедовать Слово Божие. Ложные идеалы и ценности дезориентируют современного человека и порой настраивают его против Божественной Истины. Не оставляй попечения о блуждающих во мраке неведения, но стремись обратить их и собрать вкупе в Церкви Христовой, подобно тому «как птица собирает птенцов своих под крылья» (Мф. 23:37), ибо, как свидетельствует Писание, Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Из этих слов нет никаких исключений. Это касается и тех, кто хорошо к нам относится, и тех, кто относится к нам плохо, тех, кто готов нас слышать, и тех, кто на дух не переносит нашего слова. То, что сказано апостолом Павлом Тимофею, распространяется на всех. Особое внимание уделяй работе Церкви в молодежной среде, ведь юное поколение, как никто другой, подвержено пагубным влияниям и внутренне часто подобно младенцам, колеблющимся и увлекающимся всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (см. Еф. 4:14).
У всякого, шествующего по нелегкой дороге, бывают моменты, когда кажется, что сил более нет, цель слишком далека, а пройденный путь напрасен. Будут такие моменты и у тебя, однако они не должны становиться для тебя поводом к унынию и ропоту. Напротив, преодолевая искушения, будь усерден в молитве, чаще совершай Евхаристию: это утвердит тебя в твоем архипастырском призвании, ибо Дух Святый «действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20).
Прими же ныне, в день твоей личной Пятидесятницы, свой жезл. Помни, что это не только символ твоих архиерейских полномочий, но и знак ответственности за вверенных тебе чад церковных, знамение благодатной силы и твоего апостольского долга перед Господом. Прототипом этого жезла является пастушеский посох. Пастух идет по горам и долам, ограждая словесное стадо. Ему в голову не придет поднять посох как некий символ власти над овцами. Он опирается на него, изнемогая от тяжести. Он этим посохом отгоняет волков лютых, не щадя жизни своей. Помни, что и твое восприятие этого посоха должно сопровождаться такими же мыслями и такими же делами. А теперь от полноты духовных даров, ниспосланных тебе, благослови народ, молитвами соучаствовавший в таинстве твоей хиротонии. Аминь.