8 декабря, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, по окончании Божественной литургии в Петро-Павловском храме Ужура Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Мы с вами сегодня, братья и сестры, слышали в евангельском чтении рассказ о том, как в одной из синагог в субботний день Господь увидел парализованную женщину, которую болезнь согнула до самой земли так, что ни один врач не мог ее исцелить. Господь сжалился над хромой, возложил на нее руки, и она стала здравой.
Тогда разгневанный старейшина синагоги пришел и сказал Господу, что Он кощунствует, согрешает, оскверняет субботу. Но в ответ Господь привел примеры того, что люди и в субботний день над своим имуществом милосердствуют, и сказал, что женщину эту, вот уже восемнадцать лет страдавшую, надлежало освободить от уз сих (см. Лк. 13:15-16), и тогда народ прославил Господа и возрадовался исцелению.
Старейшину синагоги нельзя было обвинить, ведь суббота и по сегодняшний день по еврейской религии – святой день, в который нельзя ничего делать, только находиться в молитве и состоянии покоя . Однако этот обычай не от Бога пришел, а от мудрецов. Субботу берегли, а вот сердца людей стали жестокими, такими, что они не видели за верой в Бога страданий человеческих.
Господь не отменил праздники, для православных христиан суббота является праздничным днем, но она посвящена молитве за усопших, а воскресный день – молитве за живых.
Чему учит нас это повествование из Евангелия? Тому, что нам нельзя осквернять праздники лишней работой, грехами, пианством, веселием. Мы должны проводить эти дни в молитве в храме и дома в чистоте. И все это нужно, чтобы сердца наши наполнялись любовью к жизни. Благодарностью к Господу, что мы живы, что самые трудные минуты нашей жизни проходят и не остаются навечно, что есть время скорби и радости, но Бог Всемогущий помогает нам.
Вся наша вера в Бога, молитва в храме, Исповедь и Причастие, должны нас учить любви, терпению, милосердию, покаянию. Это богоугодно. Много разных способов есть, чтобы научиться борьбе с грехами, но есть покаяние, Исповедь через священника в Церкви, и без этого не может род человеческий жить.
Представьте состояние той женщины: она долгие годы была скручена болезнью, так, что до полу была ее голова. И представьте ту ее радость, когда Господь ее исцелил! Это указание на то, что Господь видит наши с вами болезни, и что болезни бывают за грехи, и для славы Божией, и по человеческой немощи. Чтобы эти болезни исцелялись, болящий человек должен иметь любовь к Богу и к ближним. Ни на кого не гневаться, никого не обвинять, в том числе и докторов.
Весь смысл нашей веры – поиск жизни вечной, спасения, а оно приходит через человеческое достоинство, которое заключается в честности, справедливости, в любви к своим врагам и неприятелям. Так учит нас Господь. И Он не случайно обличил старейшину храма. Очень хорошо, что в этом молитвенном здании люди веровали, молились. Но они совсем забыли, что заповеди Божии говорят через заповедь «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18). А кто ближний? Всякий, живущий рядом.
Мы, христиане, живя в непростом мире, окружены подчас маловерующими или неверующими, или отступившими от веры, или просто не знающими о ней, но не должны отгораживаться от мира, а своей жизнью должны призывать людей к спасению, к Богу. А Бог по молитвам и по вере дарует духовное и телесное исцеление. Потому что Он и пришел в мир, чтобы исцелить, вылечить его от грехов и избавить от духовной смерти. Как верующие люди мы должны помнить это и стремиться жить с любовью, с терпением, и тем самым наследовать жизнь вечную и получать от Господа возложения духовной силы на наши сердца, тела и души. Аминь.