5 ноября, по окончании Божественной литургии , Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с Архипастырским словом:
— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, верующие православные люди! В сегодняшнем евангельском чтении раскрывается особая тайна: почему человек должен быть верующим и какая ему за это награда.
Приводится пример: один богатый человек одевался в прекрасные одежды, жил в роскоши, и, казалось, при этом веровал в Бога, молился Ему. А другой, по имени Лазарь, был нищим и тяжелобольным; только псы лизали его язвы. И богач преступал через больного, нищего, судьбой обиженного человека, даже не думая о его страданиях.
Но всему бывает конец: богатый умирает и попадает в ад, — так ему готовил Господь. А Лазарю в жизни вечной уготовано иное: сам праотец Авараам встречает его на небесах. Богач поднимает глаза к небу и видит рай: Лазаря, Авраама, верующих, праведников, и вспоминает, что Авраам — и его отец.
И, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь (Лк. 16:24–25).
Вот в этой притче, братья и сестры, раскрывается вся правда о человеке и его предназначении. Образ богача мы можем встретить и в современном мире: это толстосум-миллиардер, не думающий о вечной жизни. Страшны не сами миллиарды и не те пути, которыми они заработаны, а сердце такого человека — холодное и бесчувственное. Веселятся, кутят, разводятся, по-новому женятся, блудничают, убивают жизнь алкоголем и наркотиками, забывают родителей и детей, не слышат Господа.
Можно подумать, что такие люди — как и тогда, так и сегодня — никогда не слышали о Боге. Никогда не слышали колокольного звона, никогда не слышали проповеди о Христе. Они могут быть крещены, но не думают о Судном дне, об исходном часе, о Рае и аде.
А ад — это состояние беспамятства. Там пребывают люди, не помнящие Бога. Они знали Его, но не хотели ничего делать для Всевышнего. А Лазарь? Казалось, что он тоже ничего особенного не сделал. Но в своих страданиях и болезнях он остался человеком, оправдал возложенные на него надежды Бога — и в Царствии Небесном Лазаря ждет Божественный свет; в Царствии Небесном его встречает пророк Авраам, олицетворяя собой всех верующих людей.
Богач же страдает в пламени. И не в том огне, который мы можем видеть здесь, на Земле. Это — совсем особое пламя, исходящее откуда-то изнутри. Оно — сродни тяжелой болезни, это огонь совести, огонь сознания греха. Богач видит Бога, видит Божий совет, видит радость жизни на Небесах, но никто не может его туда пустить!
И просит он тогда: «Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» (Лк. 16: 27–28). Богач не знал и не мог знать о грядущем Воскресении Христа…
Так и каждый день множество людей проходят мимо страждущих. Куда они обречены? В огонь ада, в неугасаемый огонь человеческой совести. Этим несчастным душам нужно очищение, и вера наша очищает! Начинается это всё с момента рождения и зачатия, когда внутренний наш мир, сердце наше говорит: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк 9:24).
И мы надеемся, что совесть будет освобождена от работы укорять сердце и разум за то, что мы не пришли к Царю Небесному. Но как можно верить и не блюсти заповеди; творить грехи и не приносить покаяния; верить — и жить хуже животного? Об этом говорит Господь и учит: верующий идет по пути освобождения от греха и внутренних страданий. И уже две тысячи лет люди не могут сказать, что не знают обо всем этом.
И уготован огонь страданий тем, кто не верит в Господа, кто сознательно отвергает Его волю. Этот огонь накапливается внутри, и лишь он остается для погибших в грехах людей. И мы знаем об этих страданиях, потому что Господь раскрывает нам их в притчах, таких как рассказ о Лазаре и богаче.
За всё мы должны будем давать ответ. И надо понимать, что неверие — это не только отрицание бытия Бога. Неверие — это и чародейство, колдовство, оккультизм, гадание. И человек, соблазнившийся ими, уже предназначен для ада.
И только тот, кто надеется на милость Бога, кто стремится удержать в душе силу веры в Господа, Его Воскресение, Его Церковь и Его Евангелие, и получит, как Лазарь, право войти в Царство Небесное, достичь состояния глубокого познания Бога! Только такие люди унаследуют жизнь вечную; как высшую награду и высшее наслаждение, которое возможно только для верующих.
Аминь.
Храни вас всех Господь и Матерь Божия!