17 января, во второй день XVII Красноярских краевых Рождественских чтений, в Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (КК ИПК и ППРО) экспертной дискуссией «Основы духовно-нравственной культуры как ресурс достижения целей современного образования Красноярского края» продолжилась работа направления «Церковь и образование».
Отметим, что на открытие направления «Церковь и образование» в актовом зале Института повышения квалификации собралось около 200 человек — представителей духовенства и педагогов со всего Красноярского края. Участником дискуссии стал и председатель оргкомитета Чтений — Глава Красноярской митрополии Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон.
Ведущим экспертной дискуссии выступил член Совета Гражданской Ассамблеи Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии, руководитель исполнительной дирекции Чтений Андрей Бардаков.
Перед началом дискуссии был совершен краткий молебен. Затем к участникам направления «Церковь и образование» с приветственным словом обратилась секретарь Ученого Совета, заведующая научно-методическим отделом КК ИПК и ППРО, доктор педагогических наук Нина Ильина. Нина Федоровна отметила рост Рождественских чтений и интереса к конференции педагогического сообщества, а кроме того успехи в развитии преподавания в крае «Основ религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственной культуры народов России», в том числе силами Института и действующих при нем Центра воспитания и гражданского образования и лаборатории «Организация и методика формирования духовно-нравственной культуры» (руководитель — Андрей Бардаков).
Первой на дискуссии выступила заведующая Центром воспитания и гражданского образования (ЦВ и ГО) КК ИПК и ППРО Елена Пригодич с докладом о духовно-нравственном воспитании как ресурсе образовательной деятельности. Елена Григорьевна рассказала о существующих противоречиях в теории и практике воспитательных и образовательных процессов: с одной стороны, воспитательные задачи прописываются в федеральной и региональной образовательной и молодежной политике, с другой — существуют большие различия в понимании заложенных понятий, таких как нравственность и патриотизм. В реальности от воспитательной деятельности либо отказываются вообще, либо ведут ее эклектично, не связывая между собой отдельные элементы, субъекты воспитания, а иногда и вовсе подменяют воспитательную работу другими практиками.
Заведующая ЦВ и ГО отметила практическую роль Рождественских чтений в устранении этой проблемы: «Фактически не проходит конференций по этой тематике. Если бы не Рождественские чтения в России, где бы еще серьезно обсуждалась тема воспитания и его осмысленности?». Елена Пригодич выделила ряд проектов, представленных на площадках направления «Церковь и образование» в первый день Чтений, которые демонстрируют возможность работы над духовно-нравственным воспитанием целых муниципалитетов, связанных соглашениями о сотрудничестве. Елена Григорьевна также напомнила об успехах Института повышения квалификации во взаимодействии с заместителями директоров школ по учебно-воспитательной работе, направленном на формирование целостной программы воспитания в школах.
«Я уверена, что наша конференция поможет преодолеть противоречия, которые есть в понимании смысла, значения духовно-нравственного воспитания», — резюмировала Елена Григорьевна.
Продолжила разговор о воспитании почетный гость Рождественских чтений, советник ректората Томского государственного педагогического университета (ТГПУ), доктор филологических наук, доцент, профессор Анастасия Кошечко. Анастасия Николаевна рассказала об одной из важнейших проблем воспитательной работы сегодня — в то время как педагогическая деятельность строится во многом на личном опыте учителя, сегодня в обществе, в том числе среди взрослого населения, не развиты нравственный самоанализ, способность к оценке собственных поступков с позиций нравственности. Это усложняет прививание нравственных ценностей подрастающему поколению. Среди сложностей советник ректората КГПУ выделила также системность и «отложенный эффект» воспитания — единственное воспитательное воздействие не только не эффективно само по себе, но может возыметь свой эффект годы спустя. «Сколько раз человек придет на исповедь, чтобы потом в себе что-то исправить? Он может десятки, сотни раз раскаиваться в одном и том же поступке, трудиться, чтобы это изменить, но должно будет пройти время, и в каждом случае — свое», — подкрепила утверждение примером из церковной жизни Анастасия Николаевна.
По утверждению Анастасии Кошечко, базисом нравственного воспитания служит ценность, а источником таких ценностей может выступить православная культура. Гость Рождественских чтений предложила методику работы с ценностями, разделенную на четыре этапа: знакомство с понятием (достижение договоренности о смысле той или иной ценности), определение практического значения ценности, затем соотнесение учеником ценности с самим собой (появляется способность к нравственному самоанализу, личностный смысл ценности), и, наконец, вершина работы — реализация ценности в практике. «Мало понять, мало обсудить, мало сказать, что я думаю по этому поводу. В соответствии с этой ценностью нужно поступить. Поэтому, когда говорят, что нужно вводить ценности в традицию — ввести традицию просто так, волевым решением, нельзя. Нужно рассказать, показать, и дать возможность сделать выбор».
В завершение выступления Анастасия Николаевна отметила, что для нравственного воспитания сегодня созданы все необходимые условия, разработаны необходимые законы, заключены необходимые договоры о сотрудничестве, но теперь требуется консолидация в понимании воспитания. «На мой взгляд, православные традиции — это именно то ядро, которое может лечь в основу соработничества».
Итог дискуссии подвел Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон. Обращаясь к духовенству, Глава Красноярской митрополии напомнил, что назначение священнического служения — в распространении ценностей Иисуса Христа. В то же время, по словам митрополита, сегодня, когда школе сложно научить детей истинной морали и нравственности, «Церковь, имея массу возможностей по спасению человека, предлагает свое участие в деле сохранения в нем человеческого начала. Но именно участие, а не руководство».
Владыка Пантелеимон заметил, что препятствием для воспитания служит неверие педагогов и родителей, заблуждения, созданные в угоду идеологии в XX веке и в угоду капиталу, обществу потребления в XXI веке. «Сегодня перед нами — широкая дорога в нравственную тьму, погибельный тупик. Чтобы этого не случилось, человек должен прийти к другому человеку, взять его за руку. И наши Рождественские чтения показывают, что такие люди есть — все, кто прибыл. Это работа по сегодняшним меркам неблагодарная, но эта работа — святая».
Его Высокопреосвященство подчеркнул сходство в работе священника и учителя, и даже необходимость в их единстве на основе культурных ценностей. Учительство, как и священство — Божие призвание. «Труд тех, кто взялся за нравственное воспитание — героический, на фоне, пока еще, колоссального отрицания этого труда многими вашими же коллегами и руководителями. Но это не должно останавливать святое дело, напротив, прибавляя решимости», — сказал Владыка, затем отметив помощь Института повышения квалификации педагогам, принявшим решение встать на путь восстановления нравственности среди молодежи и взрослых. Самой большой трудностью как для священника, так и учителя, Митрополит Пантелеимон назвал работу с «безнадежными душами», которая, однако, не напрасна, поскольку дает наставнику бесценный опыт.
В завершение своего выступления Глава Красноярской митрополии отметил рост региональных Рождественских чтений с каждым годом и поблагодарил всех, участвовавших в организации конференции.
После окончания дискуссии работа направления продолжилась по шести специальным секциям в КК ИПК и ППРО.