17 марта, на церковно-общественном семинаре «Пастырская забота о малолюдных поселениях» Глава Красноярской митрополии, член Комиссии по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к собравшимся:
— Ваше Преосвященство, дорогой Владыка Агафангел, всечестные отцы, братья!
На сегодняшнем семинаре мы охватили тему пастырской заботы о малолюдных поселениях. Я думаю, что не нужно напоминать вам, что каждый священник представляет в своем лице Господа Иисуса Христа, и что ответственность за души людей не имеет срока давности. Она с нами уходит в вечность.
Каждый из вас добровольно избрал путь служения. В отличие от христианских объединений протестантского характера, старого формата или новейших, мы связаны с такими драгоценными понятиями как Таинства Церкви, Священное Предание, традиции, исходящие из этого Предания. И, конечно же, само устройство Церкви, которое мы воспринимаем (а это так и есть!) как небесное посольство, Царство Божие в руках людей на земле со своей иерархией, Богопоставленной, священной, и народом Божиим — детьми Божиими. Их мы должны отыскивать везде не для того чтобы обмануть, как делают сектанты и протестанты, заморочить им головы, а для того, чтобы привлечь ко Господу Иисусу Христу и дать им, я бы сказал, самостоятельное орудие веры, Спасение, самосохранение, очищение, а, в целом, значит, и выживание нашей цивилизации и нации.
Прошлый, XX век разрушал, но и, как уже сказали здесь сегодня, оставил колоссальный опыт не окормления малых поселений, а, скорее, тайных общин верующих, которые сохраняли себя, а редкая встреча со священнослужителем только придавала им еще более могучую стойкость. Эти общины назывались по-разному, а пастыри окормляли большие и малые селения, добираясь до них пешком и на поезде, и другими способами. И мы, здесь сидящие, и старшее поколение, и младшее, пришли в Церковь не через классическое православное богослужение, а через веру нашего народа, близких, тех, кто стойко хранил веру, — об этом можно долго говорить.
В XXI веке пришло другое время, когда Церковь обрела уже новое дыхание. Новые вызовы стоят перед Церковью, задачи стоят новейшие и те, которые поставлены еще Спасителем мира с момента Его Рождения и Воскресения. И люди остаются такими же, как Адам и Ева, и дела их — те же, и итог им будет подведен во Втором пришествии. Кто-то, «рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1 Пет. 5:8), а ходит и тот, кто поет «слава в вышних Богу и на земле мир» (Лк. 2:14), чтобы спасти.
Мы с вами — прямые участники этой величайшей борьбы за Спасение, и на нас лежит ответственность за ее исход. И, конечно, Церковь сейчас консолидирует свои силы для проникновения в каждый уголок, где ее ждут, и, тем более, там, где ее не ждут. Отсюда ясно и понятно, что нам делать. Было высказано уже, что Церковь, как мудрая мать, оформляет законодательно, на века, канонически пастырскую заботу о малых селениях как особую статью, которой не было и в помине в XIX веке и не было в веке двадцатом.
Малые поселения будут всегда. Будут и большие города, и большие общества, всегда будут и разорители. И всё, что мы знаем из Священного Писания о морали, нравственности рода человеческого на этой ниве, будет присутствовать. Эта забота принадлежит всему народу великой России и внутри пределов Отечества, и за ними, и в вечности.
Мне кажется, всё то, что мы обсуждали здесь, не просто актуально, а внесет свой вклад: решение, принятое Межсоборным присутствием, будет представлено Святейшему Патриарху и Священному Синоду, различным комиссиям, и поможет выработать одну общую доктрину, которая станет помощницей в вечности и, я бы сказал, создаст гармонию для этой работы — пастырского попечения о малолюдных поселениях.
Мне много пришлось жить в Казахстане, где на Пасху и другие праздники собирались все бабушки, дедушки, женщины тайно в домах и даже подвалах, где служили миряне (по благословению священников, которые предоставляли церковную литературу, указывали, что можно петь, как молиться, освящать пасхи и кулич), а потом эти люди ехали к священникам с чемоданами — не денег, как многие думали, а записок с грехами. А на родной Кубани, в Кавказских горах, где катакомбная церковь была, и заграничные, и потом церковь Московского Патриархата, в которую вернулись многие верующие, — окормление велось уже пастырями: для них это было самым спасительным, но и самым трудным.
Сейчас мы, конечно, на стадии, когда все формы деятельности хороши. Главное, на мой взгляд, то, что сегодня мы можем этот опыт использовать — учить народ самостоятельно совершать богослужение мирским чином там, где пастыря может не быть, в приписных приходах. Но над этим, конечно, должна поработать еще богословская комиссия. Действительно, практика обедниц (или изобразительных) существовала, например, в многострадальной Украине, храни ее Господь, когда есть пять-шесть приходов, на одном из них совершается Литургия, а в остальных — изобразительны, а Освященные Дары переносят и верующие подходят к Святым Христовым Таинам.
Вот что должно быть нашей заботой! Ведь все лжеучители, от баптистов да сатанистов, в малых селениях присутствуют, даже если там две-три умирающие старушки. И у нас в Сибири это принимает особые масштабы. А мы порой даже часовню в ином поселении не можем соорудить…
Всё то, о чем каждый из вас рассказал — актуальный и благословенный опыт. И то, что мы услышали от наших дорогих гостей из Москвы и Санкт-Петербурга, особенно отрадно: духовные школы действительно должны готовить уже совершенно новое поколение священников. И мы должны не устаревать, а совершенствовать свои знания. Мне только кажется, что не надо так досконально, как специалистам, изучать психологию и социологию, ибо Дух Святой и так дает пастырям дар видеть и понимать. Однако знания помогают спасать народ.
Дай Бог, чтобы ответственность не была для нас наказанием. Вообще, это безумие, говорить, что священник наказан «ссылкой» в деревню.
И, конечно, братья, я рад, что здесь сегодня собрались представители многих епархий. Ведь это общецерковное дело, это опыт, который будет представлен на суд всей Церкви и поможет выработать такой документ, который поможет нам всем, от Дальнего Востока до Кавказа.
Везде, где живут люди, должны быть и мы.
Возблагодарим же Господа!