На заседании секции «Взаимодействие Церкви с Вооруженными Силами и правоохранительными органами» в Военно-инженерном институте Сибирского федерального университета Митрополит Пантелеимон обратился к собравшимся с приветственным словом:
— Сама форма такого общения как Чтения не нова. Мы знаем, к примеру, Чтения литературные — Тургеневские, Пушкинские и так далее. Каждых из подобных форумов имеет научно-познавательную цель. Общество старается найти нечто приемлемое для воспитания, нечто новое, которое бы раскрывало то или иное явление или тут или иную личность с точки зрения различных ракурсов жизнедеятельности.
Рождественские чтения, как правило, имеют свои собственные тематические формы, которые из года в год помогают в поиске взаимодействия с обществом, которое после XX столетия — очень непростое в Российской Федерации. Они помогают верующим людям, сторонникам и последователям Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, вести разговор о том, как раскрыть миру образ Спасителя, Его подвиг, и то, как вера Христова сформировала тысячелетнее историческое бытие великой России.
Из язычества мы пришли к Киевской Руси. Затем прошли через татаро-монгольский период, где велико было влияние Святой Церкви на сохранение самосознания православных людей, находящихся под очень жестоким гнетом иноверного народа: важно было сохранить русского человека, наследника византийской культуры и киевской. И, наконец — освобождение от ига. А затем — выживание в условиях смены религиозного вектора, становление Московского государства, сохранение преемственности с Киевской Русью. И по сей день — сохранение характера русича и интернационалиста: много национальностей за время татаро-монгольского периода вошло в содружество с нами, в сожительство с русским народом. Далее — период Петровской эпохи, где надо было выжить Православию под тяжелым прессингом государя-императора Петра I, понять его идеологию и стремление к Западу, осознать, что Петр, при всех его ошибках, не был предателем Православия. Период царствования династии Романовых, а потом — революция и тяжкий эксперимент построения коммунистического будущего, который завершился крахом Советского Союза, с которым миллионы человеческих сердец, так или иначе, связывали свое будущее бытие.
Церковь должна была в каждый из этих периодов выносить самое позитивное, благородное, находясь под топором или дулом того или иного времени, ради сохранения матушки-России. И всегда у Русской Православной Церкви в первую очередь главная забота была о человеке, труженике земли, крестьянине, и равноценная, равносильная, неусыпная и неустанная попечение, прямое участие в воспитании человека-воина. Церковь должна была объяснить воину, что такое отдать жизнь за государя и за народ.
Воинская служба никогда не была легкой. Достаточно изучить хотя бы историю Суворова — на его личном примере раскрывается вся сила православного духа, духа героического, российского воина. Флот, все сухопутные войска имеют необычную силу духа. Казачество. Все они скреплялись духовным патриотизмом, который начинался с понятия Отчизны на Небесах. Дом Божий — это храм и вся Родина. А Дом Богородицы — дом союза между Богом и человеком. Есть обязательства перед Богом у воина — сохранять этот дом, поэтому и говорили: «Пойдем и погибнем все за Дом Богородицы — за Россию!».
В советский период, когда никакого Бога не признавали, казалось бы, простые верующие солдаты — были: и матросы, и НКВД-шники, и ГПУ-шники шли эшелонами и погибали. Казалось бы, Церковь не принимали, другая система воспитания была, но волей-неволей к великим героям православным, таким как Александр Невский, Ослябя и Пересвет, Илья Муромец, богатырям и монахам — все обращались.
На сегодняшний день восстанавливается связь и создаются условия для углубленного знакомства с Церковью и для окормления вооруженных сил Российской Федерации. Священник Русской Православной Церкви, духовник (не капеллан — слово чуждое, и задачи у капелланов другие) в крупных и значимых воинских частях флота содержится как воспитатель, при поддержке Министерства обороны, и выполняет не обращение солдат в христианство, а, в первую очередь, сохранение веры во Христа, Господа и Спасителя у тех молодых воинов, которые пришли верующими и попадают в экстремальные условия, в сложную среду, но обязаны, если нужно, ценой жизни служить российскому народу и государству, зная, что если предстанет пред Богом — как ангел в непорочности и герой Отчизны.
Такие случаи были в Первую и Вторую Чеченскую войну, где Церковь еще робко начинала возобновлять свою миссию в вооруженных силах. Сложным было понимание, но героических поступков наших ребят, именно связанных с верой Христовой — целый список: и командиры, семейные люди также отдавали свои жизни, исполняя государственный приказ.
Важно, чтобы понимал человек с оружием в руках на службе у государства, что выше долга на земле у него нет, чем готовиться отдать жизнь за родной дом, за Дом Богородицы: за папу, за маму, за невесту, а если девушка — за своего любимого жениха. Но для этого должна быть как горизонтально, так и вертикально внутренняя платформа, лежащая на фундаменте знаний о Создателе мира и на чувстве непокинутости Всевышним, неоставленности в экстремальных условиях, на войне, учениях, да и здесь, в аудиториях.
У нас в епархии есть один священник, офицер, и он в Ужуре пятый год очень успешно ведет при воинской части и духовную, и воспитательную работу. Специфика работы в вооруженных силах отличается от работы на приходе или в университетском храме. Здесь накапливается опыт, доселе незнакомый, нераскрытый, и на Рождественских чтениях этот опыт рассматривается, чтобы потом в квинтэссенцию взять на вооружение и нести служение спасению душ, сохраняя нравственность и мораль у человека, который связал свою жизнь с тем, чтобы быть воином ради правды Божией, которая заключается в счастье и свободе родной земли, тем более — в современных условиях. Отрадно, что нынешние Рождественские чтения уделяют внимание направлению взаимодействия с воинством.