Медиапроекты

Кремация. Православный взгляд

Отец Василий служит в Красноярске недавно, и начал с просветительских библейских лекций. Фото: из личного архива Василия Вершинского
Татьяна Аронова

Изучая Библию, человек может найти ответы на все свои вопросы. Надо только уметь видеть ответ. Этому и учатся красноярские прихожане в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской вместе со штатным священником храма иереем Василием Вершинским.

Отец Василий, почему вы решили сделать цикл библейских лекций? Вы служите в Красноярске недавно, и ваши первые шаги – просветительские. С чем это связано?

— Священное Писание — это Слово Божье обращенное к каждому человеку. Вседержитель Господь разговаривает с человеком и способен ему помогать. Библия — уникальная книга, почитаемая многими поколениями людей. Неслучайно она издается огромными тиражами, 500 миллионов издано только в 2016 году. Библия претерпела множество гонений, еще Вольтер говорил, что Библии и веры не будет. Но все это есть и будет всегда. Человек не поменялся, у него одни и те же страсти, грехи, соблазны и Библия актуальна во все времена.

Отец Василий и владыка Пантелеймон во время богослужения. Фото: из личного архива Василия Вершинского

Слово Божье — самая важная книга. Но когда люди начинают читать Библию, они сталкиваются с массой вопросов. И приходят с ними в храм. Потому и возникла идея систематично, по порядку, читать Библию, изучать Священное Писание. Оно очень тесно связано с современностью, здесь есть ответы на все вопросы последнего времени: как относиться к экстракорпоральному оплодотворению, суррогатному материнству, кремации. Конечно, об этом не говорится напрямую. Но есть принципы и истины, на основании которых мы можем найти ответы на эти вопросы. Библию мы изучаем каждую неделю по субботам. Занятие длится с 16 до 17 часов, потом богослужение.

— Каков формат ваших встреч? Это лекция, беседа?

— Берется одна глава, и на основании текста говорим о современности. Можно задавать вопросы, если что-то непонятно. А в Библии действительно много мест, которые сложно понять. Приведу один пример. Там сказано, что «Если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну». Известны случаи из средневекового времени, когда люди так и делали, буквально вырывали глаз, отрубали руки – это исторический факт. На самом деле, это означает, что если рядом с вами находится человек, который оказывает дурное влияние, искушает, толкает на грех, нужно с ним расстаться.

Очень важно знать контекст Библии. Текст сложен для восприятия еще и потому, что современные люди не знают о событиях того времени. Библию писали 1600 лет. В Ветхом Завете, в книге Руфь описано, что при передаче земли другому хозяину вместе с ней передавался и сапог прежнего владельца. Казалось бы, зачем и что это значит? На самом деле, в то время не было письменных документов, передача сапог означала передачу права собственности. Особенность наших чтений в том, что мы изучаем Библию каноническим способом, мы ничего не придумываем. Дело в том, что у Библии много интерпретаторов, они были и в прошлом, есть и сейчас. Но есть принцип «согласия отцов», мы используем только труды святых – это святитель Иоанн Златоуст, Амфилохий Иконийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Кирилл Александрийский – их много. Они посвятили всю свою жизнь спасению и изучению Священного Писания.

Во время библейских лекций вы читаете главы из Библии, но одна из тем звучит так: «Кремация. Православный взгляд».

— Библия никогда не рассматривалась вне жизни человека, она отвечает на все вопросы, и вопрос кремации один из них. Людей это беспокоит, они часто обращаются с вопросами, можно ли кремировать усопшего родственника, как церковь к этому относится. Поэтому и возникла необходимость разобраться с этой проблемой. Человек должен знать простые истины. То, что кремация – это не позволительная практика с христианской точки зрения.

— И какой ответ вы даете людям?

— Сначала необходимо узнать мотив, по которому люди принимают решение о кремации. Возможно, так складываются обстоятельства. Когда я служил в Шушенском, где много переселенцев из Норильска, они говорили о том, что в Заполярье из-за вечной мерзлоты очень сложно предать тело земле, к тому же многие не планируют долго жить в Норильске, собираются переезжать в более благоприятные для жизни регионы и не хотят оставлять могилы своих близких заброшенными. Но если нет таких острых вопросов, мы отвечаем, что лучше придерживаться традиционного способа погребения, предания тела земле. Когда некоторые говорят, что традиционные похороны — это дорого, на самом деле, это не причина. Можно взять кредит (мы же часто берем кредиты для покупки машины, для отпуска), и Господь даст возможность заработать и рассчитаться, и выполнить последнюю волю усопшего, и проявить любовь.

— А если усопший при жизни сам высказывал желание быть кремированным?

— Эта ситуация вне поля темы отношения церкви к кремации. В таком случае, встает вопрос о православии усопшего и степени его веры. По настоящему верующему человеку в голову не придет мысль завещать кремировать себя, и тем самым поступить вопреки воле Божией.

— Но если мы посмотрим на погребение с точки зрения состояния кладбищ, разве это христианское отношение? Кладбища заросли бурьяном и мусором, они неухоженные, заброшенные, и возникает вопрос, а не лучше ли кремация?

— Наше отношение к могилам наших предков и родственников — это другая история, кремация здесь ни при чем. Если похороны становятся проблемой, можно пойти по пути наименьшего сопротивления и предать тело огню. В пользу этого звучит еще один аргумент: надо освободить землю для живых, не надо занимать ее кладбищами. Но это неправильно. Это не библейский взгляд. Библия учит нас любить другого человека, и эта любовь не только к живым, но и к усопшим. Усопший остается человеком, и мы должны об этом помнить. Если эта любовь есть, нужно избежать кремации. Господь определил традиционный способ захоронения: «ты — земля и в землю отыдешь» (кн. Бытие). Православный человек должен смиренно следовать справедливому божественному определению земной участи человека. Здесь дело даже не в усопших, а в нашем отношении к ним. Я как священник часто слышу от людей на исповеди сожаление о том, что они не смогли избежать кремации своих близких, а потом их мучает совесть. Исправить эту ошибку уже нельзя.

Христианская вера рассматривает тело и душу человека равно достойными. Они таинственно сохраняют связь друг с другом и после смерти. На основании этого православная традиция и защищает практику почитания мощей святых. Именно поэтому кремация неприемлема для христианина, она отвергает святость и достоинство тела.

Есть определенные правила христианского погребения, о них мы будем говорить на предстоящей встрече 5 октября.

— А что входит в христианский обычай погребения?

— В первую очередь близкие должны позаботиться о том, чтобы за усопшего в течение хотя бы трех дней возносилась усердная молитва. На самом деле, душа усопшего нуждается в молитве всегда, особенно до сорокового дня. В идеале нужно привезти усопшего в храм на отпевание. Существует благочестивый обычай оставлять тело покойного на ночь в храме накануне погребения и совершать молитву в виде чтения кафизм у гроба. Как правило, все остальные заботы на себя берут ритуальные службы.

— Как выразить соболезнование людям, потерявшим близких? У многих нет слов.

— Это очень сложно сделать, это наука из наук. Из своего маленького опыта могу сказать, что лучше всего дать скорбящему выплакаться и выслушать его. Нужно побыть с ним рядом и помолчать. Единственное, что нужно человеку в этот момент — это молитва с надеждой на Промысл Божий.

Расхожие фразы, что жизнь продолжается, Бог забирает лучших, ему на небесах хорошо, Бог дал и Бог взял — они не помогают. Когда рядом мама, похоронившая единственного ребенка, я не могу это говорить, стараюсь избегать формализма в общении с людьми. Прочитал много книг на эту тему, а когда вижу конкретного человека, язык немеет, сказать нечего и остается молчать. Надежда только на то, что время лечит, Бог уврачует. Это действительно так. Когда человек сталкивается с большой проблемой, она кажется огромной, потом проходит время, он смотрит на нее другими глазами и находит для себя выходы. В Священном Писании так и сказано: в конце всех времен Господь отрет слезу каждого человека, и никто не задаст никаких вопросов.

— Перед встречей с Вами посмотрела сайт ближайшего к Красноярску новосибирского крематория. Там работает Парк памяти и музей погребальной культуры с продажей, на мой взгляд, сомнительных сувениров, например, в виде гробиков с сердечками. В этом скорбном месте проходят конкурсы чтецов, концерты, выставки — крематорий живет насыщенной жизнью. Но там есть и отпевание. Как все это соотносится между собой?

— Думаю, это искажение той христианской традиции, о которой мы сегодня говорим. Смерть — это тайна, перед которой заканчиваются и радость, и увеселение, они неуместны. Развеивание праха в космосе или над Ниагарским водопадом — это все очень далеко от христианского погребения. Это вызов Создателю. У Него свои планы на каждого человека, и человек должен быть послушен Воле Божьей. И самое последнее, что может удержать человека от греха — страх смерти. Его невозможно обрядить в радость и смех.

— После смерти близкого человека почти все совершают некие действия, назову некоторые из них: завешивают зеркала в доме, где есть покойник; на поминках ставят для усопшего рюмку водки и хлеб; произносят фразу: «Да будет тебе земля пухом»; рассыпают по могиле хлебные крошки. Насколько это имеет отношение в православному обряду погребения?

— Со смертью связано особенно много тайн и суеверий. Все это не имеет отношения к христианству, это языческие и даже оккультные обряды, их нужно избегать. Таких традиций очень много, с ними сложно бороться даже священнику. Когда приезжаешь в дом, где есть покойник, не время говорить об этом, время совершать молитву, отпевать. Если в дом пришло горе, лучше всего советоваться со священником, что можно сделать, что нельзя.

Чаще всего, люди даже не понимают, зачем они это делают. Для чего завешивают зеркала? Я спрашивал, и мне отвечали: чтобы покойника в зеркале не видеть, чтобы не восстал из мертвых, чтобы в доме не повторился покойник. Все это отвлекает от молитвы. И, самое главное, — судьба человека не зависит от того, закрыл он окно или нет, завесил зеркало или нет. То, что с человеком происходит в повседневности, никак не связано с Промыслом Божьим, его никто не знает.

Цикл библейских лекций штатного священника храма иерей Василия Вершинского:

12 октября — «Женитьба Исаака» (Бытие, 24 глава);

19 октября — «Исаак. Рождение Исава и Иакова» (Бытие, 25 глава);

26 октября — «Испытание Исаака в земле Герар» (Бытие, 26 глава).

Храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской (ул. Академгородок, 50г). Начало всех лекций в 16.00. Вход свободный.