Новости, Проповеди

Владыка Пантелеимон: «Дух Святой непременно пребывает со всеми, кто к Нему стремится»


По окончании Божественной литургии в храме во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия поселка Элита Емельяновского района Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Дорогие братья и сестры!

Мир создал Господь, и только через Библию, через Евангелие мы можем узнать, какой Он — понять, о чем заботился Господь и почему. А заботился Он, в первую очередь, о жизни, и высшее ее проявление — человек, которому дана была бессмертная душа: каждый из стоящих здесь, маленький и большой, старый или же еще только зачатый во чреве матери человек — предназначен для того, чтобы жить на Земле и, затем, уйти в жизнь вечную.

Господь создал человека по любви к жизни и дал ему свободу — такую, что человека никакими узами не скуешь. Одни люди идут за бесами, за злыми духами, а другие идут и ищут лучшего, спасения. Пожалуй, апогей нашей жизни — когда мы испытываем радость, наслаждение жизнью. Но истинная радость — именно радость верующих. Ведь наркоман, например, тоже радуется, или бандиты радуются, но это радость черная, адская, погибельная.

На примере Адама и Евы Господь показал нам, что-то нужно создавать, чтобы быть привязанными к памяти о Боге, иметь страх Божий. Но после грехопадения диавол извратил связь с Богом, и в извращенном виде Господу стали приносить в жертву живые организмы, в том числе и людей — появилось жертвоприношение. Но когда пришло время, Господь и Спаситель наш Иисус Христос пришел к нам в образе человека, и дал нам Причастие, бескровную жертву, сказав: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое» (Мк. 14:22). А виноград и хлеб, если никаких других продуктов не будет, дают полное насыщение организма и все необходимые минералы.

Многие люди, которые приходят ко Причастию, не знают, как готовиться: они были воспитаны в советских, атеистических семьях. Наша страна прошла очень тяжелый путь, и сейчас еще нелегко. Но уже открыта дорога к Богу, к духовности. У кого сердце открыто — тот это чувствует. Подготовка ко причастию Святых Христовых Таин должна быть для нас жертвой. Эта подготовка связана и с физическим состоянием человека. Перед Причастием необходимо поститься, но не голодать — вся пища должна быть растительная, и даже рыба не рекомендуется. А тем, кто работает, например, на производстве, как быть? Прочитать правильно все из молитвослова: это нас дисциплинирует. Опасно подходить ко Причастию неподготовленным, принимать его как некую конфетку или просто кусочек хлеба. Ведь здесь мы стоим перед величайшей тайной нашего спасения: перед тайной Тела и Крови Спасителя мира Иисуса Христа. Об этом всегда нужно размышлять и помнить.

Многие говорят: я не чувствую присутствия Бога, когда читаю молитвы. Кто служил в армии, разве вы не чувствовали какие-то достижения, спортивные, физическое становление? Обычно армия укрепляет тело мужчины, и человек возвращается со службы совсем другим. Так и с молитвами. Их надо всегда читать. Это образцы того, как правильно обращаться к Богу.

О чем беседовать с Богом? О нравственности, о духовности. Не просить: «пошли мне, Боже, в банке счета, партнерам моим, которые мне вредят — смерть, жене моей — здоровья, а если она изменила — чтобы ее машина переехала»… И так некоторые молятся, поверьте мне. Надо просить как учит Господь: «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12:14). Все мы знаем, какие постыдные дела сами допускаем и совершаем. Виной тому — сопутствующее нашему организму и нашей душе греховное состояние, которое полностью исчезает на исповеди и во время причащения, когда восстанавливается невидимое наше непорочное младенческое тело.

Что касается очищения, то через Исповедь и Причастие действительно сжигают все человеческие недостатки, ошибки, всю мерзость и порочность, и восстанавливают нас в чистоте, чтобы дальше мы продолжали жить, кормить свои семьи, зарабатывать, радоваться жизни, чтобы умели размышлять над своими словами и делами. Кто есть грешники? Все люди, и в священном сане, начиная от Патриархов и заканчивая простыми священниками. Но мы, служители Церкви, берем ответственность вместе, чтобы хранить евангельскую правду и истину, которую открыл нам Господь Иисус Христос.

Сегодня мы слышали евангельский рассказ о человеке, который ищет ответа — «кто мой ближний»? (Лк. 10:29). Иисус Христос приводит в пример человека, которого презирали, самарянина. «…Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым». (Лк. 10:30). Мимо прошел священник, служитель храма, кто обязан был по вере своей ближнему помочь, прошел левит. Все спешили служить Богу, и забыли, что для Господа главное — это то, чтобы мы научились помогать друг другу, понимать друг друга. И когда Господь привел пример о том самарянине, который, негодный, взял этого побитого человека, привез его в гостиницу, лечил его, дал деньги на врачевание, и Он спросил тогда: „Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?“» (Лк. 10:36).

Самарян в еврейской среде презирали, видя отверженность и не видя боли человеческой. Представляли их примерно так, какими мы видим маньяка, когда знаем об его страшных деяниях и забываем, что он человек. Почему человек стал маньяком — это уже другой вопрос. Для наказания его есть способы, от расстрела и электрического стула до пожизненного заключения, удаления или врачевания, это совсем другое. Мы обязаны следовать законам и помнить, что каждый — человек.

Не тот нам близкий, кто любит нас, не тот нам близкий, кто партнер, с которым «делаем бизнес», не человек в семье близкий, не сосед, — а тот, кто в момент испытания нашей жизни придет и чем-то пожертвует ради человечности. Поэтому и Бог пришел к нам в образе Иисуса Христа: чтобы показать нам высшее достоинство человеческой сути.

Сколько же еще нужно времени, чтобы люди осознали, что все они творения Божии, и принимали бы друг друга? Это нигде не обсуждается настолько, и не считается главным, как только в христианской и особенно в Православной Церкви.

Бог открыл тайны, в том числе и тайну вечной жизни, которая начинается здесь, в храме, через пастыря Церкви, который несет труд просвещения верующих людей, а особенно неверующих, грешников и злых. Они больше других нуждаются в любви и заботе священнической, пастырской, нежели верующие, ведь верующим уже открыта дорога в жизнь вечную.

Главное, что в Таинстве Причастия участвуют только крещеные, православные люди. Нам еще долго и много всем учиться придется, и детей своих будем учить святости, эта учеба будет до скончания времен, до второго пришествия Господа.

Но не будем с вами заблуждаться. Мир разделен на добрых и злых, на грешников и праведников, он и будет разделен. Господь ничего не скрывает. Одним — тьма, которую они сами избрали. Может и есть сверхмилость Божия, о которой не сказано в Священном Писании, но всему есть предел. Есть и Божие правосудие над неверующими и грешниками, над адом и погибелью. Поэтому не будем с вами лениться и стесняться узнавать, как нам вести себя на земле, как верующим и просто друг с другом, и как нам предстоять перед Господом. Хотя Господь и не требует условностей, Ему нужно сердце человека, в котором добро, мудрость житейская и духовная, и в котором есть стремление к вечности. Дух Святой непременно пребывает со всеми, кто к Нему стремится.

Труд духовный должен быть, он нас образовывает, облагораживает. Этим мы и отличаемся от рядом живущих людей, но которые не с Господом. А без Иисуса Христа не может быть спасения, ибо Он — явный, вечный пример абсолютно благородного и духовного человека, истинного человека. Своей жизнью, своим поведением и своим Воскресением из мертвых Господь отвечает на вопрос, для чего мы созданы — для Воскресения, для жизни вечной. И, несомненно, Господь явно и открыто помогает нам в наших делах здесь, на земле, когда искренне по дороге спасения мы идем.

Аминь.