Новости, Служение

1


14/27 мая, в День Святой Троицы, Пятидесятницу, Управляющий Красноярской епархией Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний совершил Божественную Литургию и вечерню с чтением коленопреклонных молитв в Св.-Троицком соборе г. Красноярска. Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили настоятель храма игумен Нектарий (Селезнев), представители духовенства Кафедрального града и духовенство храма сего.
«Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе» (Тропарь праздника, глас 8). В день св. Пятидесятницы воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2, 1-4).


Название Пятидесятницы этот праздник получил, во-первых, потому, что он праздновался еще в ветхозаветной Церкви, во-вторых, потому, что этот праздник приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком.
Праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). Праздник Пятидесятницы под названием дня Святого Духа от самых первых времен праздновался Церковью торжественно. В IV веке были составлены св. Василием Великим читаемые на вечерне до сих пор коленопреклонные молитвы. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и теперь поет Церковь.


К особенностям службы Пятидесятницы относится то, что Великая вечерня в день Пятидесятницы обычно совершается сразу же после литургии. На вечерне к обычным прошениям великой ектении присоединяются особые прошения. Особенностью вечерни является то, что на ней читаются три молитвы св. Василия Великого с коленопреклонением (колена преклоняются впервые после Пасхи). Читаются они в Царских вратах на коленях, лицом к народу. В первой молитве, возносимой Богу Отцу, верующие исповедуют свои грехи, испрашивают прощения их и благодатной небесной помощи против козней вражиих. Во второй молитве верующие просят дарования им Духа Святого, наставляющего и укрепляющего их в соблюдении заповедей Божиих для достижения блаженной жизни. В третьей молитве, обращенной к Сыну Божию, исполнившему все смотрение (домостроительство) спасения человеческого рода, Церковь молится об упокоении усопших отцев и братий наших. Вечерня в день Пятидесятницы совершается сразу после Литургии для того, чтобы народ в трезвенном и благоговейном состоянии, не расходясь по домам, присутствовал при чтении на вечерне указанных возвышенных молитв св. Василия Великого (впервые совершаемом с коленопреклонением со дня Пасхи).


С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища зеленью (ветвями деревьев), растениями и цветами. Этот обычай был соблюдаем еще с ветхозаветной Церкви в праздник Пятидесятницы. Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на апостолов. С того времени, по обычаю апостолов, и христиане украшают храмы и дома зелеными древесными ветвями и цветами. Эти украшения напоминают также ту священную дубраву, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников. Вместе с тем, деревья и цветы вечно обновляющейся природы указывают нам на таинственное обновление душ наших силою Святого Духа, служат напоминанием и призывом к духовному обновлению и к жизни во Христе, Господе и Спасителе нашем.