Статьи

Православная неделя с 28 сентября по 4 октября: святые Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, Михаил Черниговский и Димитрий Ростовский

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. С 28 сентября по 4 октября в 2020 году — семнадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

30 сентября (17 сентября по ст.ст.). День памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137)

При жизни трёх дочерей верующей римской аристократки Софии называли греческими именами: Пистис, Элпис и Агапэ. Уже спустя века их переведенные имена, символизирующие основные христианские добродетели, были включены в славянские месяцесловы.

Святые мученицы стали жертвами ранних антихристианских гонений, развернутых при императоре Адриане (правил в начале II века).

Согласно преданию, правитель лично решил отвратить Софию и ее дочерей от веры во Христа, сначала суля им щедрые дары, а затем — угрожая муками и смертью. Но ответом на все посулы и угрозы был решительный отказ отважной женщины и ее дочерей.

В итоге, разгневанный император приказал последовательно казнить всех трех дочерей Софии. Мать похоронила девочек на холме за чертой города, а через три дня умерла сама. Жизнь и подвиг Пистис, Элпис, Агапэ и их матери Софии в христианской традиции стоит особняком, поскольку Церковь знает очень немного случаев, когда совсем юные дети сознательно шли на смерть ради своей веры.

Во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Красноярске освящен храм при Краевой клинической больнице № 1.

3 октября (20 сентября по ст.ст.). День памяти мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев (1245)

Современный историк Дмитрий Володихин так характеризует князя Михаила Черниговского: «Вся жизнь его ничем не выбивается из истории междукняжеских распрей, походов, договоров заключенных и договоров нарушенных, пиров и прочих дел правления, наполнявших жизнь правящего класса на Руси. И только за считанные часы до наступления последнего срока биография князя чудесным образом переворачивается, будто песочные часы, оказавшиеся в чьей-то высокой руке».

Действительно, князь Михаил кажется лишь одним из многих правителей периода феодальной раздробленности на Руси. Он враждовал с другими князьями, ненадолго даже занимал вожделенный многими киевский престол, пытался противостоять монгольским захватчикам, неудачно силился уговорить европейских правителей выступить вместе против кочевников.

В 1240-х отчаявшийся прогнать захватчиков, уже немолодой князь Михаил вернулся править в родные земли, оказавшиеся под монгольским игом. Для этого нужно было получить ярлык на княжение от захватчиков. Михаилу и сопровождавшему его боярину Феодору приказали перед тем, как идти к хану, пройти через костер, чтобы «очиститься» от злых намерений и поклониться языческим монгольским идолам.

Князь Михаил и боярин Феодор отказались это сделать, заявив жрецам, что поклоняются только Богу, Творцу мира. Несмотря ни на какие уговоры и угрозы два христианина не стали поклоняться идолам. После долгих мучений оба были казнены. Их прославление в лике святых состоялось в конце XVI века.

4 октября (21 сентября по ст.ст.). Обретение мощей святого Димитрия, митрополита Ростовского (1751)

Святой Димитрий Ростовский (1651 — 1709) прожил долгую жизнь, которую полностью посвятил церкви. Родившись на Украине, в семье в казачьего сотника, он прославился не только как один из самых набожных людей своего времени, но и как оратор и писатель, оставивший после себя богатое литературное наследие.

Его самая крупная работа, «Четьих-Миней» (Жития Светых) — это плод титанического 20-летнего труда. Эта книга имела огромное влияние на культуру дореволюционной России. Достоевский писал о ней: «…по всей земле русской… распространен дух Четьи-Минеи… потому что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются… Я сам в детстве слышал такие рассказы… Слышал я потом эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное». Не обошла слава святителя и императоров. В семье последнего российского императора Николая II «Жития святых», написанные Димитрием, были ежедневным семейным чтением. К его мощам совершила пешее паломничество Екатерина Великая, а другая императрица — Елизавета, назвала в его честь город — Ростов-на-Дону.