Статьи

Православная неделя с 4 по 10 мая 2020 года: Георгий Победоносец, апостол Марк, святитель Стефан Пермский и память погибших в Великой Отечественной войне

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 4 мая — 10 мая в 2020 году — третья седмица (неделя) по Пасхе.

6 мая (23 апреля по ст. ст.). День памяти великомученика Георгия Победоносца (+303)

Этот святой — без преувеличения, один из самых почитаемых во всём христианском мире. Трудно перечислить все отображения Георгия Победоносца в геральдике, в скульптуре, в нумизматике и топонимике.

Потому и несколько странно то, что о великомученике Георгии известно не так много по-настоящему неоспоримых исторических фактов. Согласно византийскому житию, изложенному преподобным Симеоном Метафрастом, святой жил в III–IV веках на востоке Римской империи, на территории современной Турции.

Георгий происходил из богатой семьи, у него были все возможности построить успешную военную карьеру. Но, как повествуют агиографы, узнав о начале антихристианских гонений императора Диоклетиана, святой раздал всё имущество и открыто объявил о том, что верит во Христа. Его арестовали и подвергли недельным жестоким пыткам; лично Диоклетиан уговаривал Георгия отречься от веры — тот был непоколебим.

Согласно преданию, даже во время мучений и уже после самой мученической смерти, Георгий не прекращал совершать чудеса. Наиболее известен эпизод с чудом святого о змие — его явлением близ Берита (Бейрута в современном Ливане), где святой Георгий убил досаждавшее местным жителям животное.

8 мая (25 апреля по ст. ст.) — день памяти апостола и евангелиста Марка (+68)

Значение трудов этого апостола из 70-ти хорошо понятно каждому хоть немного воцерковленному человеку. Именно апостол Марк написал вторую часть Четвероевангелия, которая считается воспроизведением того, что автор слышал от апостола Петра, своего учителя.

Образное и живое, Евангелие от Марка было адресовано не столько иудеям, сколько представителям других этносов Римской империи, желавшим узнать об учении Христа — вчерашним язычникам. Апостол многократно подчеркивает, что с приходом Спасителя не одни только иудеи, но все народы мира получили возможность обрести спасение.

Помимо этого, апостол Марк вошёл в историю Церкви как основатель епископской кафедры в Александрии. Он много путешествовал, проповедуя учение Христа от Рима до отдалённых областей Африки. Мученическую смерть святой встретил в Александрии: язычники схватили его прямо во время богослужения и предали мученической казни весной 68 (по другим данным — 63) года.

9 мая (26 апреля по ст. ст.) — день памяти святителя Стефана, епископа Пермского (+1396)

Святитель Стефан, живший во второй половине XIV века, прославился, прежде всего, тем, что обратил в Православие коренных жителей Урала — «зырян» (с ХХ века этот народ в русской традиции принято именовать в соответствии с самоназванием — коми).

Уже сами по себе эти труды были непростыми: святой Стефан с нуля создал для коми алфавит, перевёл на него с русского и греческого Святое Евангелие, жития святых и богослужебные тексты. Требовали они и личного мужества, упорства в диспутах с языческими жрецами. Однажды, как повествует предание, святой Стефан даже не побоялся войти в горящую избу и нырнуть в прорубь, чтобы засвидетельствовать зырянам силу православной веры. Его стараниями большая часть коми приняла Православие, а почти все языческие капища были разрушены. В 1383 году в Перми была учреждена архиерейская кафедра, первым епископом на которой стал сам Стефан.

Будучи нетерпимым к тем, кто продолжал тайно поклоняться идолам, святой до последних дней оставался добрым и заботливым пастырем. Епископ Стефан многократно хлопотал перед московским князем об уменьшении налогов для коми, их защите от воинственных соседей, не допуская при этом русификации коми и с уважением относясь к их языку и культуре.

Вне всякого сомнения, святителя Стефана Пермского следует считать продолжателем апостольского служения в истории Русской Церкви и основоположником отечественной традиции миссионерского служения.

Также 9 мая, в государственный праздник День Победы, определением Архиерейского Собора 1994 г. в Русской Православной Церкви установлено совершать особое ежегодное поминовение усопших воинов, за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, другими словами — всех пострадавших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.