Статьи

Православная неделя с 16 по 22 сентября: святители Иоасаф и Феодосий, Михаил Архангел, Рождество Божией Матери

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 16–22 сентября в 2019 году — 14-я седмица (неделя) по Пятидесятнице.

17 сентября (4 сентября по ст.ст.). Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1911).

Этот святой, живший в 1705–1754 годах, особо почитается верующими юго-западных регионов России.

Он прожил совсем недолгую жизнь, и многие годы страдал от болезней. Однако, управляя Белгородской епархией, владыка Иоасаф прославился как чрезвычайно деятельный и внимательный к церковной жизни архиерей. В частности, он строго следил за благочестием духовенства, состоянием храмов и правильностью совершения богослужений.

От священников владыка требовал правильного соблюдения церковного устава и традиций, много прилагал сил для их образования. В тоже время святитель заботился и о духовно-нравственном состоянии своей паствы: помогал бедным, вразумлял преступников, занимался благотворительностью. Много времени святой Иоасаф уделял и внутреннему подвигу, ежедневно и усиленно молился.

Часть своего служения владыка посвятил литературной деятельности. Так, помимо «Брани», он составил краткую автобиографию, фамильные записки, одно поучение (Слово) и несколько окружных посланий и писем.

19 сентября (6 сентября по ст.ст.). Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)

Этот праздник посвящен одному из чудес, связанных с именем Архангела Михаила. В IV веке гонители-язычники замыслили снести храм, построенный во имя святого во Фригии (территория современной Турции). Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм.

Служитель храма святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился архангел, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим.

Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».

21 сентября (8 сентября по ст.ст.). Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Первый из череды двунадесятых праздников Церкви, как нетрудно догадаться, посвящен воспоминанию о рождении Пречистой Девы Марии — Божией Матери.

Об этом радостном для каждого верующего событии повествует апокрифическое «Протоевангелие Иакова». Согласно ему, родители Девы Марии — праведные Иоаким и Анна — были честными, кроткими и богобоязненными людьми. Они отнюдь не бедствовали: у семьи было свое стадо домашнего скота.

Однако жизнь супружеской паре отравляло другое: у Иоакима и Анны не было детей, что, по представлениям еврейского общества того времени, означало только одно — Божию немилость, почти что проклятье. Над несчастными супругами потешались. Иоакиму однажды даже не дали принести жертву в иерусалимском Храме. Это настолько потрясло праведника, что потом он отправился в пустыню, где сорок дней и сорок ночей находился в непрестанной молитве и посте. Анна же неустанно молилась Богу, прося Его смилостивиться.

И однажды женщине явился ангел. Он сказал: «Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Затем ангел предстал и перед Иоакимом, сообщив о беременности жены и посоветовав вернуться к ней. Супруги встретились у городских ворот и вместе отправились в храм, где принесли Богу щедрую жертву в знак благодарности. А через девять месяцев в благочестивом семействе появилась девочка, которую назвали Марией. Произошло это в их доме в северо-восточной части современного Иерусалима: сейчас на нем стоит православный монастырь святой Анны.

Праведных Иоакима и Анну Церковь называет богоотцами. Именно этих святых, по традиции, вспоминает архиерей или священник, благословляя молящихся на выход из храма после богослужения.

Сам праздник Рождества Божией Матери окончательно утвердился в календаре Церкви в V–VI веках. Сразу у нескольких славянских народов —после принятия христианства — вокруг этого торжества сложился обычай «Осенин» — праздника урожая, плодородия и семейного благополучия. В этот день земледельцы благодарили Богородицу за собранный урожай.

22 сентября (9 сентября по ст.ст.). Обретение и перенесение мощей святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (+1696)

В историю Церкви святитель Феодосий (Полоницкий-Углицкий; ок. 1630 – 1696) вошел, в первую очередь, как один из «архитекторов» долгожданного воссоединения Киевской митрополии с Русской Православной Церковью в 1686 году. Будучи еще игуменом, святой Феодосий участвовал в избрании епископа Гедеона (Четвертинского) митрополитом Киевским и посольстве в Москву.

Спустя два года отец Феодосий стал архимандритом, а в 1692 году — был рукоположен во епископа Черниговского.

Особое внимание будущий святитель уделял поддержанию духа нравственности и богобоязненности среди своей паствы. Для этого владыка Феодосий в первую очередь заботился о строительстве новых монастырей и храмов. Во время управления им Черниговской епархией заметным был особый подъём и усиление иночества. Большое внимание святитель уделял духовенству, был строг и разборчив при выборе кандидатов на священнические места.

Отличительными чертами святителя Феодосия были снисходительность, миролюбие, строгая справедливость, глубокое сострадание ко всем обращавшимся к нему за помощью и советом — не только православным, но и людям других исповеданий. «Он был подобен светильнику, освещавшему своим тихим светом всю Черниговскую епархию и всех согревавшему теплотою своего любвеобильного сердца», — вспоминали о нем современники.

Подлинно монашеские кротость и смирение выделяли святого Феодосия на протяжении всей его жизни. Иноческий постриг он принял еще в совсем юные года — для истории не сохранилось даже его имя, полученное в Святом Крещении.