Статьи

Православная неделя с 10 по 16 июня 2019 года: Собор святых Красноярской митрополии, cвятитель Лука, Иоанн Кронштадтский и день Святой Троицы

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 10-16 июня в 2019 году — седьмая седмица (неделя) по Пасхе.

11 июня. Собор святых Красноярской митрополии и прославление святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Собор святых Красноярской митрополии — соборное празднование памяти святых и подвижников благочестия, в земле Красноярской просиявших. Днем празднования Собора святых Красноярской митрополии установлено 11 июня (29 мая по церковному календарю). Собор учрежден по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в преддверии 155-летия Красноярской (Енисейской) епархии в 2015 году.

С ходатайством об установлении Собора Красноярских святых к Предстоятелю Русской Православной Церкви обратился Глава Красноярской митрополии Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон. Этому обращению предшествовало заседание Архиерейского совета митрополии, в который входят управляющие Красноярской, Канской, Енисейской и Норильской епархиями.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в состав Собора святых Красноярской митрополии в настоящее время включены, в соответствии с определениями Священного Синода от 26 июля 2010 г. и 23 октября 2014 г., шестнадцать почитаемых на Приенисейской земле и канонизированных в установленном порядке подвижников, основным местом подвига, либо погребения которых являются входящие в митрополию епархии.

История Православия на Енисее насчитывает более чем 400 лет, здесь прославились благочестивыми деяниями, приняли мученический и исповеднический подвиг за Христа многие почитаемые Церковью святые. В составе Собора святых Красноярской митрополии — первый сибирский святой, мученик Василий Мангазейский († 1600), мощи которого пребывают в Свято-Троицком монастыре Туруханска, и праведный старец Даниил Ачинский († 1843), подвизавшийся в селе Зерцалы под Ачинском и принявший кончину в Енисейске.

В состав Собора включены и святители, возглавлявшие Красноярскую епархию и принявшие на этой земле страдания за веру в годы антирелигиозных гонений XX века. Безусловно, один из наиболее известных и почитаемых святых Красноярской митрополии — священноисповедник Лука, архиепископ Симферопольский († 1961) дважды в ХХ в. отбывавший ссылку на территории края (в 1923–1926 и в 1940–1943 гг.), а с декабря 1942 до января 1944 гг. бывший архиепископом Красноярским и Енисейским и возрождавший церковную жизнь на Енисее в годы войны. Подробнее с историей жизненного пути святителя и выдающегося хирурга можно ознакомиться по ссылке. С историей Православия на Енисее в ХХ в. связано житие священномученика Амфилохия (Скворцова, † 1937), в 1925–1926 гг. бывшего епископом Красноярским и Енисейским и принявшего мученическую кончину за веру в 1937 г. в лагерях под Мариинском.

На берегах Енисея подвижнически служили погибшие за веру во Христа во время Гражданской войны и в последующие годы пастыри, прославленные в 2000-м и последующие годы как новомученики Церкви Русской. В составе Собора святых Красноярской митрополии — священномученики: протоиерей Евфимий Горячев († 1937); иереи Александр Поливанов († 1919); Амос Иванов († 1919); Владимир Фокин († 1919); Димитрий Неровецкий († 1919); Михаил Вологодский († 1920); Михаил Каргополов († 1919); Порфирий Фелонин († 1919); Стефан Семенченко († 1919); Трофим Кузнецов († 1919). В состав Собора включены миряне — подвижники веры, в атеистические времена принявшие мученическую кончину в северных лагерях Красноярского края: мученики Петр Игнатов († 1941) и Стефан Наливайко († 1945).

14 июня. Прославление святого праведного Иоанна Кронштадтского

Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года в семье причетника Илии Михайловича и Феодоры Власиевны Сергиевых в селе Сура Архангельской губернии. Дед и другие предки в роду его отца были священниками на протяжении примерно 350 лет.

Школьные дела у юного Иоанна, слабого здоровьем, шли плохо. Он много молился о даровании ему разума к постижению учения, и Господь услышал его молитву. После приходского училища он окончил Архангельскую Духовную семинарию первым по успеваемости и Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

Женился на дочери протоиерея Константина Несвитского Елизавете. Супруги приняли на себя подвиг девства.

После рукоположения молодой священник был назначен в собор апостола Андрея Первозванного в Кронштадте. Пастырский долг отец Иоанн видел в непрестанной молитве, в духовно-нравственном врачевании людей, облегчении участи нищих, бездомных, сирот. Его благотворительность и бескорыстие были безграничны. «У меня своих денег нет, — говорил отец Иоанн. — Мне жертвуют, и я жертвую…». Им были основаны «Дом трудолюбия» с детской библиотекой, бесплатной начальной школой и мастерскими, ночлежный и странноприимный дома, монастыри и храмы в разных епархиях.

Истинной здравницей скорбящих душ отец Иоанн считал храм Христов, а самым действенным средством исцеления — Божественную литургию. К нему на исповеди, длившиеся иногда по 12 часов, приходило до 6 тысяч человек. Отец Иоанн совершал Литургию почти каждый день. Ревность о Боге и людях Божиих стяжала ему дар дерзновенной молитвы и исцеления. Имя отца Иоанна было широко известно: со всей России, из Европы, Индии, Америки ему присылали тысячи писем и телеграмм с просьбами о молитве. Святитель Феофан Затворник († 1894) писал: «Отец Иоанн Кронштадтский — Божий человек. Молитва его доходит к Богу по великой вере его».

Полное собрание сочинений (изд. до 1917 г.) включает его письма, дневниковые записи («Моя жизнь во Христе»), размышления о пути к Богу, наставления о покаянии, проповеди.

9 декабря 1908 года отец Иоанн совершил последнюю Литургию, а утром 20 декабря тихо предал свой дух Богу. Похоронен в нижнем храме основанного им в декабре 1902 года Иоанновского женского монастыря на реке Карповке в Петербурге. Прославлен святой праведный Иоанн Кронштадтский Собором 1990 года.

16 июня — день Святой Троицы

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей.

После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя — Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.

Как огонь в очаге, поддерживали они в душах благодатное состояние того дня, каждый день собираясь в одном доме на горе Сионе в Иерусалиме. В уединенной горнице они молились, читали Святое Писание. Так сбывалось и еще одно из древних пророчеств: «От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима». Так возник первый христианский храм. Возле того дома находился и дом любимого ученика Христа — апостола Иоанна Богослова, в нем, по завещанию Господа, пребывала и Его Мать   —   Дева Мария. Вокруг Нее собирались ученики, Она была утешением для всех верующих.

В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный — он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята». — И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола — они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это — только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.