Статьи

«Христос воскресе из мертвых…»

МАКСИМ РЫЧКОВ

Светлое Христово Воскресение — «праздников праздник и торжество торжеств» — самая главная дата в христианском календаре. Святитель Григорий Богослов (325–389) писал, что Пасха Христова настолько превосходит все другие праздники (даже из числа тех, что тоже установлены в память о Господе), насколько солнце для нас превосходит прочие звезды.

Человечество празднует Воскресение Спасителя уже почти две тысячи лет. Однако каждый год этот праздник несет в себе нечто новое. Прежде всего, Пасха уже сама в себе заключает духовное обновление для каждого верующего. А нередко бывает и так, что именно с этого праздника начинается серьезное и вдумчивое знакомство человека с верой. Или, напротив, уже воцерковленный человек узнает что-то новое: ведь мало кто может похвастать тем, что знает о Пасхе Христовой, ее событиях, традициях и смыслах буквально всё.

  1. Что мы празднуем в Пасху Христову?

Светлое Христово Воскресение — это древнейший и самый главный христианский праздник. В этот день верующие вспоминают о том, как Господь и Спаситель Иисус Христос воскрес после того, как добровольно принял смерть на кресте — ради искупления людских грехов и возможности спасти душу для каждого человека.

Таким образом, Пасха — это не просто воспоминание о том, как воскрес Христос. Пасхальные события раскрывают само учение Спасителя, в центре которого — жертвенная любовь Спасителя к людям, желание спасти их от рабства греха. В этот день Иисус Христос открывает каждому из нас путь к избавлению от грехов и вечной жизни.

Потому этот праздник — время особой радости. В нем, как учил еще первых христиан апостол Павел, сосредоточена вся суть учения Спасителя: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вераваша» (1Кор. 15:13–14).

  1. Как связаны между собой Пасха ветхозаветная и Пасха Христова? в чем между ними разница?

«Пасха» — это искаженное древнееврейское «пейсах» («миновать»). Так изначально назывался ветхозаветный праздник в память об исходе иудеев из египетского рабства. Символическим условием для спасения народа стало принесение в жертву Богу ягнят (агнцев).

В дни этого праздника — спустя многие века после исхода евреев из Египта — и принял крестные муки Иисус Христос.

Пасха Христова словно воспроизводит собой ветхозаветное торжество на более высоком уровне. Спасен уже не один народ, но — всё человечество. Люди избавлены не от ига чужеземцев, но — от тяжести собственного первородного греха. Залогом тому стала не кровь жертвенного агнца, но — муки и страдания самого Сына Божиего.

Поэтому, кстати, не случайно, что именно красный цвет — традиционный атрибут Пасхи. Он символически напоминает нам о муках Христа и указывает на Его особое достоинство: оттенки алого в древности почитались как атрибут царской власти.

В старину не только духовенство надевало ярко-багряное облачение — и среди верующих было принято приходить в храм именно в алых одеждах.

  1. Почему у Пасхи Христовой каждый год новая дата?

Действительно, дата праздника определяется по достаточно сложной формуле (как у православных, так и в западном христианском мире). Однако логику пасхалии (расчета дня Христова Воскресения) может понять каждый.

Православная традиция опирается на соответствующее решение  Первого Вселенского собора в Никее 325 года. Его участники постановили встречать Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое наступит после или в день весеннего равноденствия по юлианскому календарю (3 апреля по новому стилю).

Но если воскресный день приходится на день до ветхозаветной Пасхи, то праздник у православных откладывается до следующего воскресения. Этим правилам расчета даты Пасхи (вошедшим в историю как «Александрийская пасхалия») Русская Православная Церковь, равно как большинство других Православных Церквей, следует и поныне.

Их верность неоднократно оспаривалась критиками разного толка, но подтверждением правоты именно Александрийской пасхалии служат многие чудесные знамения в праздничный день — в первую очередь, схождение Благодатного огня в иерусалимском Храме Гроба Господня.

  1. За что люди распяли Христа?

Главными инициаторами казни Спасителя, как мы знаем из Священного Писания, стали иудейские первосвященники.

Они завидовали Иисусу Христу, тому как любили Его простые люди и шли за ним. Недруги видели в проповеди Спасителя подрыв своего авторитета, не понимая, что это — Сын Божий. Его чудеса первосвященники считали опасным и пагубным наваждением — даже воскрешение Господом усопшего Лазаря за неделю до Страстной субботы. «Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Ин. 12:10–11).

Поэтому иудейские духовные авторитеты и оклеветали Христа как бунтаря перед римскими властями. Их пособником в этом стал один из учеников Господа — Иуда Искариот.

При этом пришествие в мир и распятие Сына Божиего было предсказано еще за многие столетия до этого древними пророками, и об этом знал сам Иисус Христос. Но выпавшие Ему муки и страдания Спаситель принял не слепо, а добровольно — ради искупления человеческих грехов.

  1. Почему Иуда предал Господа?

Апостолы-евангелисты называют главной причиной поступка Иуды жадность: «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников» (Мф. 26:14–15). Суммы в 30 серебряных монет в то время было достаточно, чтобы купить раба или большой земельный участок.

Апостол Лука при этом добавляет, что непосредственно с врагами Христа говорил не сам Иуда, но вселившийся в него сатана (Лк. 22:3).

Однако приобретенные деньги не принесли Иуде счастья. На следующий же день он осознал содеянное и совершил самоубийство.

  1. Зачем Спаситель побывал в преисподней?

Перед Воскресением Иисус Христос действительно спустился в ад и сокрушил его врата, — об этом упоминает апостол Петр. «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Пет. 3:18–19).

Спаситель сделал это не только лишь чтобы посрамить сатану. Этим Иисус Христос принес в преисподнюю евангельскую проповедь, освободил заключенные там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву.

Сошествие во ад завершило искупительную миссию Иисуса Христа: явившись пределом уничижения Спасителя и, в то же время, началом Его славы. Иисус своим вольным страданием и мучительной смертью на кресте искупил первородный грех прародителей и даровал силу бороться с его последствиями их потомкам. Тем самым, и рожденные до Пришествия в мир Господа смогли обрести место в Раю, утерянное для людей с грехопадением Адама и Евы.

  1. Что такое Светлая седмица?

Так называют семь дней, следующих за Христовым Воскресением. Эта неделя — время самой светлой радости у верующих от победы Спасителя над смертью.

Их выражением, прежде всего, служит традиционное приветствие: «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!». Оно восходит к апостольским временам и уподобляет радость верующих в пасхальные дни тому, что испытали первые последователи Христа, узнав о Его Воскресении. Обмениваться пасхальным приветствием принято не в течение одной только Светлой седмицы, но вплоть до отдания Пасхи — Вознесения Христова (в 2019 году празднуется 6 июня).

Также вплоть до Вознесения за богослужениями поется знаменитый пасхальный тропарь: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х Живо́т дарова́в».

Светлая седмица в каком-то смысле является одним растянувшимся праздничным днем. Яркой особенностью пасхального богослужения являются распахнутые на протяжении всего времени богослужения Царские врата. Эта деталь символизирует вновь открытый с Воскресением Христовым путь в Рай для людей. Прихожане же в Светлую седмицу каждый день после Литургии обходят свои храмы крестным ходом. А верующих с церковной колокольни приветствует особый пасхальный перезвон.

Примечательно, что в эти дни молящиеся по традиции не кладут земные поклоны за богослужением. Этот обычай действует вплоть до дня Святой Троицы (в 2019 году — 16 июня).

  1. Что значит слово «Антипасха»?

Для непосвященного человека это слово может показаться пугающим. На самом же деле в нем нет ничего плохого. Так принято называть следующий за Пасхой воскресный день (в 2019 году — 5 мая).

Греческое «анти» можно перевести как «вместо» или «напротив». С одной стороны, день Антипасхи стоит напротив Христова Воскресения — ровно через неделю. С другой — восьмой день после праздника стал вместо Пасхи для одного из апостолов — Фомы. Он долго боялся поверить в Воскресение Христа — вплоть до личной встречи с Учителем. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

Скрываясь от преследователей, он не смог лично увидеть Воскресшего Христа вместе с собратьями-апостолами, и несколько дней боялся поверить в эту благую весть — вплоть до непосредственной встречи. «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Так что Фомино «неверие» — это вовсе не хрестоматийное упрямство. Это желание подтвердить свою веру объективными доказательствами.

В стародавние времена на Антипасху, когда устав Церкви вновь позволял венчаться, начинались народные гуляния. Юноши и девушки знакомились, водили хороводы, участвовали в традиционных народных забавах, таких как катание яиц. Правила этой игры были простыми: участники по очереди скатывали обычно деревянные «яйца», стремясь сбить как можно больше подобных фигурок, расставленных соперниками. Поэтому в народе день Антипасхи нередко называли «Красной горкой».

  1. Почему день Радоницы носит такое название?

Девятый день после Пасхи в обиходе также часто называют «родительским»; это время для посещения кладбищ, поминовения усопших.

Может показаться, что «Радоница» — не самое подходящее для такой даты название. Чему можно радоваться, вспоминая ушедших близких? Но важно помнить, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32). Усопшие — это те, кого Господь уже призвал к себе, и наш долг — порадоваться за то, что они сейчас рядом с Создателем. Причем порадоваться тихо, молитвой — без распития спиртного и других суеверий, которые Церковь решительно осуждает.

Ведь ни для кого не секрет, что и похороны, и почитание памяти об усопших в народном сознании связаны с множеством ложных, псевдохристианских традиций. Тут и «сакральное» распитие водки над могилой, и разрезание веревок, на которых опускался гроб, с последующей раздачей лоскутов присутствующим, и совершенная нелепица, вроде запрета на использование вилок за поминальной трапезой: они, якобы, «протыкают покойнику душу».

Сюда можно отнести завешивание стекол и зеркал в доме, где есть покойный, обычай «ставить» ему рюмку водки и ломоть хлеба, приговаривать после имени усопшего «Земля ему пухом», класть в гроб ценные вещи, лить в могильный холм спиртное.

  1. Что из пищи — главное на Пасху?

 

Величайшим пасхальным яством является артос (с греческого — «квасной хлеб») — особая большая просфора с оттиском иконы Воскресения Христова на вершине. На протяжении всей Светлой седмицы артос занимает самое видное место в православных храмах и соборах. В канун Антипасхи священники с благоговением дробят его на частицы и раздают верующим.

В быту гораздо более известны другие кушания: кулич и пасха (паска). С сугубо кулинарной точки зрения это два совершенно разных блюда. Кулич — это украшенный сдобный хлеб с изюмом, служивший своего рода «домашним» артосом для простых верующих.

Паска же — это творожное кушанье в форме усеченной пирамиды. Традиционно ее украшали буквами «ХВ» («Христос Воскресе!») и символами страданий и Воскресения Иисуса Христа: крестом, копием, тростью, проросшими зернами, ростками или цветами.

Также традиционно на Пасху принято разговляться после Великого поста крашеными яйцами. Их красный цвет отсылает нас к старинному преданию о святой Марии Магдалине.

Согласно нему, одна из первых последовательниц Христа не побоялась дойти с благой вестью о Его Воскресении до самого Рима. Там она рассказала о Пасхе лично императору Тиберию. Самодержец усомнился в рассказе своей гостьи, бросив, что скорее яйца покраснеют, чем он поверит ей. Тогда Мария со словами «Христос Воскресе!» передала Тиберию яйцо, вмиг ставшее ярко-красным.