События, Статьи

Факты о Рождественском посте

28 ноября (15 ноября по ст.ст.) православные верующие приступают к соблюдению Рождественского поста. В преддверии этого ответственного периода редакция «Православного слова Сибири» напоминает верующим об основных его правилах и смысловых установках.

Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 28 ноября и продолжается до 7 января, длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост;

Установление Рождественского поста относится ко времени раннего христианства. В исторических источниках он упоминается с IV века. Первоначально Рождественский пост длился семь дней, после чего реформой 1166 года по решению Патриарха Константинопольской Православной Церкви Луки Хрисоверга при императоре Мануиле он стал сорокадневным.

Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце.

— Так как заговенье приходится на день памяти святого апостола Филиппа (27 ноября), то Рождественский пост в простом народе называют Филипповым (что у некоторых искажает цель поста как подготовку ко дню Рождества Христова).

— На Рождественский пост приходится празднование Нового года. Разумное празднество допустимо, если оно несет радость людям. Главное, чтобы в мерувсе, по тому определению, которое преподобный Амвросий Оптинский предложил: «Смотри, Мелитона, – держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона».

Словарь

ЗА́ГОВЕНЬЕ (за́говины, запусты, мясопустье; от «говеть» —  поститься) — в православной традиции последний день перед длительным постом, когда еще можно употреблять скоромную пищу (животного происхождения).

Если заговенье на Рождественский пост выпадает на дни однодневных постов — среду или пятницу, — то оно перемещается на 26 ноября (13 ноября по ст.ст.) .

* * *

СОЧИВО предписывается по церковному уставу употреблять в Рождественский сочельник. От слов «сочиво», «сочевица» произошло и само название сочельника. В более древние времена сочиво называли «коливом».

Есть сочиво принято в подражание посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых перед праздником Рождества Христова, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан. 1:8). Потребление сочива также согласуется со словами Евангелия: «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13, 31–36).

В старину сочиво готовили чаще из пшеницы, реже из ячменя. В более позднее время сочиво стали делать из риса. Первоначально заправляли медом, в поздние времена стали добавлять маковое молоко (запаренный и растертый мак), изюм, а также измельченные орехи и сахарный сироп.

Продукты, из которых готовится сочиво, имеют символическое значение. Зерно является символом воскресшей жизни. Мед считается символом здоровья и благополучного быта (сладкой жизни). А мак символизирует достаток в семье.

* * *

СУХОЯДЕНИЕ (греч. ξηροφαγία) — одна из строгих степеней поста, термин в монастырском уставе.

Означает разрешение на вкушение в пост только такой пищи растительного происхождения, которая не поддавалась термической обработке, невареной пищи: хлеб, свежие, сушеные или моченые овощи и фрукты (в типиконе предлагаются, например: инжир, финики, изюм, маслины, орехи). Точной формулировки и инструкций по сухоядению нет, в частности, в вопросах по печеным овощам и чаю.

Сухоядение предписывается уставом в большинство дней Великого поста и некоторые дни остальных постов, кроме суббот, воскресений и дней, когда «отнюдь вовсе ясти не подобает» (полное воздержание от пищи). Распространяется преимущественно на монашествующих. Для мирян считается дополнительным подвигом, на который рекомендуется получить благословение духовника.

Тексты подготовлены редакцией «ПСС», использованы материалы сайтов pravmir.ru, foma.ru, azbyka.ru, ria.ru и aif.ru