Статьи

«Книги светлые и нужные… »

Елена Есаулова имеет грамоты за просветительскую и профессиональную деятельность. Призер конкурсов «Матушка года» и «Священник года» в номинациях «Лучший рассказ о матушке» и «Лучший рассказ о священнике» (2016, 2018 годы). Автор книги «Путь домой», соавтор сборников «Осень жизни — время золотое», «Доля Евы», «Разрешение жить» (общий тираж — 25 тыс. экз.; издательство «Воскресение», издательство Сретенского монастыря, издательство Данилова монастыря). Сборник «Осень жизни — время золотое» выдвинут на соискание независимой интернациональной интернет-премии «На благо мира» за гуманизм в искусстве и общественной деятельности.

 «Доля Евы»

Женщина — немощнейший со­суд, писал апостол Петр. Но, мо­жет быть, именно в этой немощи и кроется особая сила женщины, и кротость, смирение и терпение помогают не сломаться среди жи­тейских бурь? Такими были самые известные литературные героини: тургеневская Лиза Калитина, пуш­кинская Татьяна Ларина, толстов­ская Наташа Ростова. А есть ли в современной литературе героини, подобные хрестоматийным Лизе, Татьяне, Наташе? Со всеми их пре­красными душевными качествами, без скидки на то, что, мол, «вре­мя сейчас другое»? Конечно, есть, уверены писательницы Елена Есаулова и Мария Сараджишвили. Именно о таких женщинах они на­писали свои рассказы для совмест­ного сборника «Доля Евы», кото­рый вышел недавно в московском издательстве «Воскресение».

Елена и Мария публикуются под одной обложкой не впервые. Совместно с еще одной известной православной писательницей, Ин­ной Андреевой, они участвовали в сборнике «Осень жизни» того же издательства «Воскресение». Творчество двух писательниц очень разное. Сюжеты Елены Есауловой полны трагизма. И хотя у большинства из них — светлый финал, идти к нему героям при­ходится через несправедливость, слезы и страдания. Совсем по-иному представляет подчас очень схожие ситуации Мария Сараджишвили. Ее рассказы — это бес­конечный «смех сквозь слезы», теплый грузинский юмор в духе лучших фильмов Данелии, по­разительное умение самые слож­ные жизненные ситуации вос­принимать, что называется, шутя. Но какими бы разными ни каза­лись произведения писательниц, очевидно, что они выступают единым фронтом в стремлении показать, что и сегодня в литера­туре (а в случае с Сараджишвили и Есауловой — и в жизни, так как их произведения основаны на реальных событиях) есть жен­щины, преданные семье, дому и своему долгу, терпеливо и без ропота несущие свой крест. И пусть женские образы, вопло­щенные авторами сборника, пока не стали в один ряд хрестоматий­ными, а имена их героинь — нари­цательными, совершенно точно, что многим читателям — и, в осо­бенности, читательницам — они помогут по-другому взглянуть на долю Евы и ощутить не только ее бремя, но и благо.

«Осень жизни — время золотое»

Сборнику, посвященному не­избежному отрезку земного че­ловеческого бытия, которое мы именуем старостью, издательство «Воскресение» дало оптимисти­ческое название «Осень жизни — время золотое».

Затронуть тему, которая в со­временном обществе по умол­чанию считается если не табуи­рованной, то, по крайней мере, «неудобной», взялись Мария Сараджишвили, Елена Есаулова и Инна Андреева.

Заговорить о том, о чем мно­гие из нас предпочитают даже не думать, авторы решили не только ради напоминания, что старость это то, с чем гарантирован­но столкнется каждый из нас. Но и потому, что уверены: старость — это не пугающая неизбежность, но время, открывающее челове­ку поистине удивительные гори­зонты и возможности. В сборни­ке три известные православные писательницы представили свои рассказы, ярко это утверждение иллюстрирующие. И хотя все участницы столь необычного ли­тературного проекта — женщины молодые, писательский опыт по­зволил им весьма глубоко иссле­довать тему человеческого ста­рения — как процесса в первую очередь духовного.

Елена Есаулова, произведе­ния которой открывают сборник, дебютировала в художественной прозе недавно и весьма успеш­но. В литературу она пришла из журналистики; возможно, именно этот опыт позволяет пи­сательнице сохранять гибкий угол зрения и в творчестве ценить не букву, а дух. В сборник, посвящен­ный теме старости, она включила рассказы, главные герои которых далеко не всегда люди в почтен­ных годах, как того требует те­матика книги. Такие персонажи у Есауловой чаще всего эпизодиче­ские, порой находящиеся едва ли не на периферии сюжета. Но вы­писанные так, что в итоге именно они и задают тон повествованию и наполняют его смыслом.

Так, например, в рассказе «Главный день Ивана Петрови­ча» центральный персонаж — молодая девушка по имени Эле, круглая сирота, бывшая детдо­мовка. С тех пор, как Эле устро­илась подрабатывать уборщицей в дом престарелых, у нее появля­ется цель: отыскать сына одного из его обитателей, парализован­ного старика по имени Иван Пе­трович. Иван Петрович не может говорить — только немного пи­сать правой, действующей рукой. Он однажды «рассказывает» Эле свою горькую историю о брошен­ном когда-то сыне и своем глубо­ком раскаянии в этом поступке. «Он очень хотел увидеть Костю и повиниться, попросить у него прощения. От отчаяния и бес­силия Петрович не спал ноча­ми и беззвучно плакал, прося сам не зная у кого о помощи и милости. И помощь пришла…». Показав, как от равнодушия и грехов моло­дости Иван Петрович пришел на закате жизни к слезному покая­нию, Елена Есаулова как бы иллюстрирует слова апостола Павла из Второго послания к Коринфянам: «Если внешний наш человек и тле­ет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16).

В другом рассказе, «Алое и бе­лое», старая женщина, 90-летняя Никаноровна, и вовсе лишь не­сколько раз упоминается в тексте: главная героиня, третьеклассница Тайка, когда-то с матерью сни­мала у Никаноровны комнату, и старушка рассказывала девоч­ке о Боге. И вот, однажды, когда в семье наступили тяжелые време­на, Тайка зашла в церковь, стала перед иконой Спасителя — она уз­нала Его, потому что видела такой же образ дома у Никаноровны, и неумелыми словами детской молитвы, которая, как известно, самая доходчивая, изменила свою жизнь. Духовный опыт старого человека помог человеку, только начинающему жить.

«Разрешение жить»

Книга представляет собой сборник рассказов и публицисти­ческих статей, посвященных теме сохранения жизни в материнской утробе.

Известно, что в России ежегод­но делается от 3 до 4 миллионов абортов, и по числу абортов наша страна занимает печальное 1-е ме­сто в мире. Этой книгой издатели решить убедить своего читателя, что к нерожденному ребенку надо относиться как к человеку.

Здесь собраны правдивые жизненные истории православ­ных писателей, размышления и исследования священников, вра­чей и общественных деятелей, а также приведена справочная ин­формация о Центрах защиты ма­теринства. В конце книги даются молитвы для тех, кто раскаивается в грехе детоубийства.

Почему эта книга о любви? Да потому что рождение детей — это всегда знак любви. Любви, ко­торую Бог проявляет к человеку. И если вдруг женщина идет на аборт, соглашается на убийство, она, по сути, отвергает любовь Творца, отказывается от дара, кото­рый преподносит ей Сам Господь.

Каждый представленный в этом сборнике художественный рас­сказ повествует свою историю, но в целом они об одном — о женщине и ее ребенке, порой о трудном выбо­ре, о смелости, о том, что настоящая женщина никогда не совершит дето­убийства, потому что понимает, что от дара не отказываются. И, хотя на страницах этой книги представле­ны рассказы самых разных авторов: Марии Сараджишвили, Елены Есауловой, Ольги Зиненко, Миро­слава Бакулина, Елены Кучеренко, общей и главной для всех можно сделать концовку из рассказа Елена Есауловой «Где ты, Леша?»:

«Через минуту в платном мед- центре раздался телефонный зво­нок.

Надежду Ковалевскую, что на аборт записалась, вычеркивай — она передумала, — крикнула медсе­стре хорошенькая администратор, похожая на куклу Барби».

Отдельно хочется упомянуть представленные в сборнике пу­блицистические статьи. Предсе­датель Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты мате­ринства, настоятель храма Святи­теля Митрофана Воронежского на Хуторской протоиерей Димитрий Смирнов утверждает, что сегодня Россия живет с абортивным созна­нием. «Что происходит сегодня с человеком в России? <…> Взять хотя бы современную женщину. Во что она верит? Она абсолютно уверена, что поступает правильно, убивая своего ребенка в утробе. Возможно, она думает, что будет жить вечно и никогда не предста­нет перед Богом и не даст ответ за свои поступки. Я же считаю, что такое отношение женщины к своему еще не родившемуся ребен­ку — это обыкновенный фашизм, такой же фашизм, с каким наша страна столкнулась 75 лет назад в Отечественной войне. И, думаю, дальше будет только хуже.», — размышляет отец Димитрий.

Сборник «Разрешение жить» — книга не только очень светлая, но и нужная. Она дает читателю много необходимой и полезной ин­формации. Чего только стоит при­веденный в книге пересказ лекции иеромонаха Димитрия (Першина) «Когда начинается жизнь челове­ка?», в которой он подробно раз­бирает и анализирует различные научные концепции в отношении абортов в самых разных странах.

Отдельно хочется отметить справочный материал, представ­ленный в книге. Ведь часто так случается, что люди, оказавшись в трудной ситуации, даже не зна­ют, куда им обратиться, с кем посоветоваться. В приложении к сборнику указаны Центры за­щиты материнства, куда со своими проблемами могут обратиться бе­ременные женщины и женщины с малолетними детьми. Все Цен­тры представлены по епархиям, и о каждом дается подробная ин­формация: адрес, телефон, вре­мя работы, имя руководителя и какую конкретно помощь (вещи, продукты, ночлег) могут получить беременные женщины и матери с детьми, оказавшиеся в нелегкой жизненной ситуации.

Книги можно приобрести в сети магазинов «Читай-Город», а также через Интернет: на портале Ozon.ru и в православном интернет-магазине «Воскресение» (pmvs.ru)

Авторы рецензий — Анна Шепелева и Петр Селинов