Статьи

Православная неделя с 18 по 24 июня 2018 года: Собор Сибирских святых, великомученик Феодор Стратилат и Игоревская икона Божией Матери

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 18-24 июня  в 2018 году — четвертая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

18 июня. День Игоревской иконы Богородицы

Ис­то­рия ико­ны свя­за­на с па­мя­тью о свя­том ве­ли­ком кня­зе Иго­ре из ро­да Оль­го­ви­чей, в кре­ще­нии Ге­ор­гии, в ино­че­стве Гав­ри­и­ле, уби­том в Ки­е­ве в 1147 го­ду (па­мять 18 июня и 2 ок­тяб­ря по но­во­му сти­лю). Свя­той князь, во­вле­чён­ный про­тив сво­ей во­ли в са­мый центр меж­до­усоб­ной бра­ни, стал невин­ной жерт­вой нена­ви­сти ки­ев­лян к его стар­ше­му бра­ту — ве­ли­ко­му кня­зю Все­во­ло­ду. По­лу­чив по­сле смер­ти Все­во­ло­да в кня­же­ние го­род Ки­ев, князь Игорь вла­дел им все­го лишь две неде­ли, так как ки­ев­ские бо­яре сра­зу же при­зва­ли вра­гов ро­да Оль­го­ви­чей Мсти­сла­ви­чей с вой­ском.

Под Ки­е­вом про­изо­шла бит­ва меж­ду вой­ска­ми кня­зя Иго­ря и Изя­с­ла­ва Мсти­сла­ви­ча. Киев­ские вой­ска в раз­гар сра­же­ния пре­да­ли Иго­ря и пе­ре­шли на сто­ро­ну Изя­с­ла­ва. Че­ты­ре дня Игорь Оль­го­вич скры­вал­ся в бо­ло­тах око­ло Ки­е­ва. Там его взя­ли в плен, при­вез­ли в Ки­ев и по­са­ди­ли в по­руб — хо­лод­ный бре­вен­ча­тый сруб без окон и две­рей (чтобы освобо­дить уз­ни­ка, при­хо­ди­лось его от­ту­да «вы­ру­бать»).

В по­ру­бе мно­го­стра­даль­ный князь тя­же­ло за­бо­лел. Ду­мая, что он умрёт, про­тив­ни­ки кня­зя раз­ре­ши­ли «вы­ру­бить» его из за­то­че­ния и по­стричь в схи­му в Ки­ев­ском Фе­о­до­ров­ском мо­на­сты­ре. Но князь вы­здо­ро­вел и, остав­шись ино­ком мо­на­сты­ря, про­во­дил вре­мя в слезах и мо­лит­ве.

Но не про­шло и го­да, как взбун­то­вав­ша­я­ся чернь ре­ши­ла рас­пра­вить­ся с кня­зем-ино­ком. Мит­ро­по­лит и ду­хо­вен­ство ста­ра­лись вра­зу­мить и оста­но­вить ки­ев­лян. Пра­вив­ший в Киеве князь Изя­с­лав Мсти­сла­вич и осо­бен­но его брат князь Вла­ди­мир пы­та­лись предотвра­тить бес­смыс­лен­ное кро­во­про­ли­тие и спа­сти свя­то­го му­че­ни­ка, но са­ми подверг­лись опас­но­сти со сто­ро­ны оже­сто­чён­ной тол­пы.

Вос­став­шие во­рва­лись в храм во вре­мя Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, схва­ти­ли мо­лив­ше­го­ся пред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри Иго­ря и по­та­щи­ли его на рас­пра­ву. Так по­гиб без­вин­ный муче­ник, свя­той князь Игорь. Ико­на, пе­ред ко­то­рой свя­той мо­лил­ся пе­ред страш­ной смертью, с тех пор ста­ла на­зы­вать­ся Иго­рев­ской.

Вско­ре Иго­рев­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ста­ла по­чи­тать­ся как чу­до­твор­ная и была по­ме­ще­на близ цар­ских врат в при­де­ле свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва в Успенском со­бо­ре Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Во вре­мя ок­ку­па­ции Ки­е­ва в 1941 го­ду ико­на бесслед­но ис­чез­ла.

21 июня. День памяти великомученика Фе­о­дора Стра­ти­лата

Ве­ли­ко­му­че­ник Фе­о­дор Стра­ти­лат про­ис­хо­дил из го­ро­да Ев­ха­ит. Он был на­де­лен многими да­ро­ва­ни­я­ми и пре­крас­ной внеш­но­стью. За ми­ло­сер­дие Бог про­све­тил его совершен­ным по­зна­ни­ем хри­сти­ан­ской ис­ти­ны. Храб­рость свя­то­го во­и­на ста­ла из­вест­на мно­гим по­сле то­го, как он с по­мо­щью Бо­жи­ей убил гро­мад­но­го змея, жив­ше­го в про­па­сти в окрест­но­стях го­ро­да Ев­ха­и­та. Змей по­жи­рал мно­же­ство лю­дей и жи­вот­ных, дер­жа в стра­хе всю окру­гу. Свя­той Фе­о­дор, во­ору­жив­шись ме­чом и мо­лит­вой ко Гос­по­ду, по­бе­дил его, про­сла­вив сре­ди лю­дей Имя Хри­сто­во. За от­ва­гу свя­той Фе­о­дор был на­зна­чен военачаль­ни­ком (стра­ти­ла­том) в го­ро­де Ге­рак­лее, где нес как бы двой­ное по­слу­ша­ние, соче­тая свое от­вет­ствен­ное во­ин­ское слу­же­ние с апо­столь­ской про­по­ве­дью Еван­ге­лия сре­ди под­чи­нен­ных ему языч­ни­ков. Его го­ря­чая убеж­ден­ность, под­креп­лен­ная лич­ным при­ме­ром хри­сти­ан­ской жиз­ни, от­вра­ща­ла мно­гих от па­губ­ной «лжи без­бо­жия». Вско­ре по­чти вся Ге­рак­лея при­ня­ла хри­сти­ан­ство.

В это вре­мя им­пе­ра­тор Ли­ки­ний (307–324) на­чал же­сто­кое го­не­ние на хри­сти­ан. Же­лая обез­гла­вить но­вую ве­ру, он об­ру­шил пре­сле­до­ва­ния на про­све­щен­ных по­бор­ни­ков христи­ан­ства, в ко­то­рых не без ос­но­ва­ния ви­дел ос­нов­ную угро­зу для уми­ра­ю­ще­го язычества. В их чис­ле ока­зал­ся и свя­той Фе­о­дор. Свя­той сам при­гла­сил Ли­ки­ния в Гераклею, по­обе­щав ему при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам. Для со­вер­ше­ния этой пышной це­ре­мо­нии он по­же­лал со­брать в сво­ем до­ме все зо­ло­тые и се­реб­ря­ные из­ва­я­ния бо­гов, ко­то­рые име­лись в Ге­рак­лее. Ослеп­лен­ный нена­ви­стью к хри­сти­ан­ству, Ли­ки­ний по­ве­рил сло­вам свя­то­го. Од­на­ко его ожи­да­ния бы­ли об­ма­ну­ты: за­вла­дев ис­ту­ка­на­ми, святой Фе­о­дор раз­бил их на кус­ки и раз­дал ни­щим. Так он по­сра­мил су­ет­ную ве­ру в бездуш­ных идо­лов и бук­валь­но на об­лом­ках язы­че­ства утвер­дил за­ко­ны хри­сти­ан­ско­го ми­ло­сер­дия.

Свя­той Фе­о­дор был схва­чен и под­верг­нут же­сто­ким и изощ­рен­ным пыт­кам. Их свидетелем был раб свя­то­го Фе­о­до­ра, свя­той Уар, ко­то­рый ед­ва на­хо­дил в се­бе си­лы описы­вать неимо­вер­ные му­че­ния сво­е­го гос­по­ди­на. Пред­чув­ствуя близ­кую смерть, свя­той Фе­о­дор уже об­ра­щал к Бо­гу по­след­ние мо­лит­вы.

Од­на­ко Бог, по ве­ли­кой Сво­ей ми­ло­сти, по­же­лал, чтобы кон­чи­на свя­то­го Фе­о­до­ра бы­ла так же пло­до­твор­на для его ближ­них, как и вся его жизнь: Он ис­це­лил ис­тер­зан­ное те­ло свя­то­го и свел его с кре­ста, на ко­то­ром тот был остав­лен на всю ночь. Утром цар­ские воины за­ста­ли свя­то­го Фе­о­до­ра жи­вым и невре­ди­мым; убеж­ден­ные во­очию в беспредельном мо­гу­ще­стве хри­сти­ан­ско­го Бо­га, они тут же, неда­ле­ко от ме­ста несостоявшей­ся каз­ни, при­ня­ли свя­тое Кре­ще­ние. Так свя­той Фе­о­дор явил­ся, «яко день све­то­за­рен», для пре­бы­вав­ших во тьме идо­ло­по­клон­ства языч­ни­ков и про­све­тил их ду­ши «свет­лы­ми сво­е­го стра­да­ния лу­ча­ми». Не же­лая из­бе­жать му­че­ни­че­ской смер­ти за Хри­ста, свя­той Фе­о­дор доб­ро­воль­но пре­дал се­бя в ру­ки Ли­ки­ния, оста­но­вив вос­став­ший про­тив му­чи­те­лей на­род, уве­ро­вав­ший во Хри­ста, сло­ва­ми: «Пе­ре­стань­те, воз­люб­лен­ные! Господь мой Иисус Хри­стос, ви­ся на Кре­сте, удер­жи­вал Ан­ге­лов, дабы они не со­тво­ри­ли от­мще­ние ро­ду че­ло­ве­че­ско­му». Идя на казнь, свя­той му­че­ник од­ним сло­вом от­во­рял темнич­ные две­ри и осво­бож­дал за­клю­чен­ных от уз. Лю­ди, при­ка­са­ю­щи­е­ся к его ри­зам и чу­дом Бо­жи­им об­нов­лен­но­му те­лу, мгно­вен­но ис­це­ля­лись от бо­лез­ней и осво­бож­да­лись от бе­сов. По при­ка­зу ца­ря свя­той Фе­о­дор был усе­чен ме­чом.

Пе­ред смерт­ной каз­нью он ска­зал Уа­ру: «Не ле­нись за­пи­сать день кон­чи­ны мо­ей, а те­ло мое по­ло­жи в Ев­ха­и­тах». Эти­ми сло­ва­ми он про­сил еже­год­но­го по­ми­но­ве­ния. За­тем, сказав «аминь», он пре­кло­нил го­ло­ву под меч. Это со­вер­ши­лось 8 (21) фев­ра­ля 319 го­да, в суб­бо­ту, в тре­тий час дня.

23 июня. Собор Сибирских святых

С при­со­еди­не­ни­ем Си­би­ри к Рос­сии на­ча­лась ис­то­рия То­боль­ско-Си­бир­ской епар­хии, утвер­жден­ной в 1620 го­ду как ар­хи­епи­ско­пии, а за­тем пре­об­ра­зо­ван­ной в мит­ро­по­лию, из ко­то­рой впо­след­ствии бы­ли об­ра­зо­ва­ны дру­гие Си­бир­ские епар­хии.

Быв­ший «столь­ный град Си­би­ри» То­больск, ос­но­ван­ный в 1587 го­ду, стал ка­фед­­раль­ным го­ро­дом. Из То­боль­ска во все кон­цы Си­би­ри ухо­ди­ли мис­си­о­не­ры про­све­щать лю­дей светом Хри­сто­вой ве­ры.

В са­мом на­ча­ле сво­е­го бы­тия То­боль­ская епар­хия име­ла в ли­ке свя­тых, бла­го­да­тью Божией про­слав­лен­ных, свя­то­го пра­вед­но­го му­че­ни­ка Ва­си­лия Ман­га­зей­ско­го († 23 мар­та 1600 г.). В по­сле­ду­ю­щее вре­мя Гос­подь явил здесь мно­же­ство дру­гих по­движ­ни­ков ве­ры и бла­го­че­стия, про­сла­вив­ших зем­лю Си­бир­скую свя­то­стью сво­ей жиз­ни и тру­да­ми на благо Церк­ви и оте­че­ства.

В 1984 го­ду по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Пи­ме­на, в свя­зи с под­го­тов­кой к празд­но­ва­нию 1000-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си, бы­ло уста­нов­ле­но праздно­ва­ние в честь Со­бо­ра Си­бир­ских свя­тых, ко­то­рое опре­де­ле­но со­вер­шать 10/23 июня, в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Иоан­на, мит­ро­по­ли­та То­боль­ско­го и всей Си­би­ри чудотвор­ца (1711–1715).

10/23 июня 1984 го­да в То­боль­ске (ныне в со­ста­ве Ом­ско-Тю­мен­ской епар­хии) в Покровском хра­ме, где по­чи­ва­ют мо­щи свя­ти­те­ля Иоан­на, бы­ло со­вер­ше­но пер­вое праздно­ва­ние Со­бо­ру Си­бир­ских свя­тых.

На ма­лой ве­черне в ка­нун празд­ни­ка епи­скоп Ом­ский и Тю­мен­ский Мак­сим со­вер­шил в со­слу­же­нии кли­ри­ков ака­фист свя­ти­те­лю Иоан­ну пе­ред гроб­ни­цей с его свя­ты­ми мо­ща­ми и освя­тил ико­ну Со­бо­ра Си­бир­ских свя­тых, на­пи­сан­ную к празд­ни­ку ико­но­пис­ца­ми мастер­ской Мос­ков­ской пат­ри­ар­хии. На иконе изоб­ра­же­ны сле­ду­ю­щие свя­тые и подвижни­ки бла­го­че­стия.