Статьи

Православная неделя с 4 по 10 апреля: Благовещение Пресвятой Богородицы, Суббота Акафиста и день памяти преподобной Марии Египетской

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 4–10 апреля — пятая седмица Великого поста.

7 апреля (25 марта по ст. ст). Благовещение Пресвятой Богородицы

Суть Благовещения объясняется самим названием праздника.

С ранних лет Мария воспитывалась при храме и вела тихую, молитвенную жизнь. Но вот пришло время, когда по иудейскому закону она должна была покинуть храм. Так как Она дала Богу обет девства, Её обручили с благочестивым старцем Иосифом, и в доме Своего мужа Пресвятая стала жить, как и при храме, скромно и уединенно. Однажды перед Ней явился Архангел Гавриил и возвестил, что Она станет Матерью Сына Божия. Мария удивилась и спросила, как может это быть, если Она хранит девство. Архангел же объяснил, что у Творца нет невозможного и силой Всевышнего произойдёт чудо. Богородица же с непоколебимым доверием Богу приняла Его волю. С этого момента началась новая, евангельская история.

С греческого языка «Евангелие» переводится как «Благая весть», то есть радостная весть о том, что Господь каждому человеку дарует возможность спастись. А в тропаре праздника поется: «днесь спасения нашего главизна», то есть, Благовещение — начало нашего Спасения.

Благовещение и Христово Воскресение произошли в один и тот же день года. Но главный христианский праздник Пасха имеет переходящую дату, а Благовещение всегда отмечается в один и тот же день.

Празднование Благовещения было установлено в церковном календаре 25 марта (7 апреля по новому стилю) примерно в IV веке, когда христиане стали отмечать Рождество Христово 25 декабря (7 января по новому стилю). Два события — известие Богоматери о предстоящем рождении Младенца и Его рождение — разделяют ровно 9 месяцев. Но и до установления конкретной даты первые христиане помнили и почитали Благовещение Пресвятой Богородицы как важнейшее событие церковной истории. Подтверждением тому служат росписи катакомб, в которых встречается изображение посещения Девы Марии Архангелом.

Считается, что распространение праздник Благовещения стал получать ещё и потому, что в начале IV века святая равноапостольная Елена начала раскрывать на Святой земле места, связанные с земной жизнью Христа, в том числе и в Назарете, где и произошла встреча Пречистой с посланником Божьим.

В древности у праздника Благовещения были разные названия — «день приветствия», «Зачатие Христа», «начало искупления», «праздник Воплощения». Ориентировочно в VII веке, когда праздник получил широкое распространение, он получил и известное нам название, которое полностью звучит как Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

9 апреля (27 марта по ст. ст.). День памяти мученицы Матроны Солунской (III–IV)

Святая Матрона — одна из многих первых христиан, своей жизнью засвидетельствовавших верность Христу. От многих других мучеников её отличает одна деталь: она приняла смерть не от языческого римского государства, не на плахе или кресте и не от рук толпы разгневанных мужчин. Земную жизнь Матроны оборвала другая женщина.

Согласно преданию, святая при жизни работала служанкой у супруги некого римского военачальника по имени Павтила. Та женщина была иудейкой, и склоняла к обращению в эту веру и саму Матрону, не стесняясь в средствах.

Однажды Павтила без пощады избила святую Матрону, а затем, связав, заперла её в тёмной каморке. Долгое время мученица пребывала без воды и пищи, а когда жестокая хозяйка открыла дверь, то вновь увидела святую свободной от уз и молящейся. Тогда Павтила в страшной ярости снова избила несчастную и опять закрыла её в том же помещении, где Матрона и отдала дух свой Богу.

Тело святой мученицы по распоряжению Павтилы было сброшено с городской стены. Христиане подняли многострадальное тело святой мученицы Матроны и с честью предали погребению. По молитвам у её мощей впоследствии будут совершены многие чудеса.

9 апреля (27 марта по ст. ст.). Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

Этот переходящий праздник установили ещё в Византии в IX веке: за неоднократное избавление Константинополя от нашествия врагов по молитвам Пресвятой Богородице.

По преданию, в ночь, когда арабы с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги бежали восвояси. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!».

Долгое время этот праздник почитался в одном только Константинополе, но со временем стал общим для всего православного мира. Его каждый год встречают в субботу пятой великопостной седмицы.

10 апреля (28 марта по ст. ст.). День памяти преподобной Марии Египетской (522)

Эту святую — образец совершенного покаяния, помощницу в избавлении от блудной страсти — Церковь молитвенно вспоминает каждое пятое воскресенье Великого поста.

При этом, память о преподобной начинают праздновать ещё в среду: совершается особая великопостная служба — Стояние Марии Египетской («Мариино стояние»). На этой достаточно продолжительной службе полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, а также читается житие самой Марии Египетской.

Житие преподобной — пример глубины греховного падения человека и его благодатного возрождения путем истинного покаяния, веры, молитвы и, одновременно, помощи Божией.

Сама преподобная Мария, будучи в юности блудницей, сумела обратиться к покаянию и искупить свои грехи, проведя большую часть жизни в непостижимой современному человеку аскезе.

Великим постом Православная Церковь на примере Марии Египетской ещё раз призывает всех верующих к серьёзному переосмыслению своей жизни и к истинному раскаянию в совершённых грехах.