Статьи

Православная неделя с 15 по 21 ноября: избрание святителя Тихона, Собор Михаила Архистратига и день памяти преподобного Варлаама Хутынского

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 15–21 ноября в 2021 году — седмица 22-я по Пятидесятнице.

18 ноября (5 ноября по ст. ст.). День памяти святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (избрание на Патриарший престол, 1917)

Избрание владыки Тихона на возрождённый Патриарший престол состоялось на Поместном Соборе 1917–1918 годов.

Собравшиеся священнослужители и миряне долго не могли решить, кому же из архиереев суждено стать Патриархом. Три тура голосования показали, что есть три равных по авторитету и благочестию кандидата: митрополит Московский и Коломенский Тихон (Беллавин), архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) и архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий).

В конечном счете, судьбоносный для Церкви и всей России жребий вытянуть доверили старцу Зосимовой пустыни Алексию (Соловьеву), пользовавшемуся всеобщим почётом иноку. Первым с начала XVIII века Патриархом велено было стать владыке Тихону.

Недоброжелатели ранее нередко называли его «светским», критиковали за дружбу с творческой богемой и посещение театров. Но при этом «светский» Патриарх, по данным церковных историков, отличался необычайной истовостью в служении. Только за семь лет своего Предстоятельства святитель Тихон 777 раз совершил Божественную литургию! И это в 1917–1925 годах — мрачное время гражданской войны, обновленческого раскола и воинствующего атеизма.

В те годы Церковь не могла позволить себе сосредоточиться исключительно на внутренней жизни. И пример ей подавал лично Предстоятель: Патриарх Тихон решительно осуждал Брестский мир, «красный террор» и вооружённое насилие в любых его проявлениях. «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной, и страшному проклятию потомства в жизни настоящей земной», — пишет он в воззвании от 1 февраля 1918 года.

19 ноября (6 ноября по ст. ст.). День памяти преподобного Варлаама Хутынского (+1192)

Этот святой стал одним из первых подвижников-монахов в истории Русской Церкви. Без преувеличения, нашими предками он почитался наравне с таким Божиим угодником как преподобный Сергий Радонежский: так, на иконе Спасителя на Спасской башне московского Кремля к ногам Иисуса Христа припадают именно эти два преподобных: святой Сергий и святой Варлаам.

Житие Варлаама Хутынского во многом похоже на житие Сергия Радонежского, хоть и жили эти два святых в разные времена и в разных регионах России. Святой Варлаам (в миру — Алексий) тоже происходил из богатой и знатной семьи, и ему тоже с самых ранних лет были неинтересны мирские блага — юноша мечтал об отшельнической жизни и уединённой молитве. Однако, как и «игумен Земли Русской», в историю он вошёл, прежде всего, как основатель новой монашеской обители — Спасо-Преображенского Хутынского монастыря на Новгородчине.

Слава о благочестии Варлаама привела к поначалу уединённо жившему иноку немало послушников из разных мест. За советом к нему приходили даже бояре и князья. При этом преподобный был ревностен в трудах — сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю.

Интересно, что вкладная грамота Варлаама Хутынского основанному им монастырю (святой передал обители пахотную землю, сенокосы и другие угодья двух принадлежавших ему сёл) является самым древним русским актом, сохранившимся в подлиннике до XXI века.

21 ноября (8 ноября по ст. ст.). Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Изначально ноябрь был девятым, а не одиннадцатым месяцем в году (на что, собственно, и указывает его название — «девятый» с латыни), ведь многие европейские народы встречали новолетие с наступлением весны — и древние римляне, и наши предки — восточные славяне.

Поэтому день праздника изначально выпадал на восьмое число девятого месяца. Согласно учению Церкви, есть девять ангельских чинов. А число «восемь» — указывание на будущий Собор всех сил небесных, который состоится в день Страшного Суда (отцы Церкви называли этот день «восьмым»).

Ангельское воинство — это совершенно особый мир. Собственно слово «ангел» с греческого означает «вестник»; заметьте, кстати, как это понятие перекликается со Святым Евангелием — дословно «благовествованием». Ангелы — это бесплотные духи, со своим разумом и свободной волей. Они осознанно избрали путь послушания и служения Богу.

Увы, далеко не все их собратья приняли именно такой выбор; Священное Предание говорит нам о падших ангелах, аггелах, взявших сторону изменившего Господу Люцифера. Небесное воинство, которое восстало на отпавших от Бога ангелов, как раз и возглавил архангел Михаил, поэтому Церковь и называет его Архистратигом («Предводителем»). Его имя с древнееврейского означает «Кто, если не Бог?».

Архистратиг — участник многих ветхозаветных событий. Например, именно он указывал дорогу израильтяням во время исхода из Египта — в виде облачного столпа днем и огненного столпа ночью. С именем архангела Михаила связано множество и других чудес. Исторически на Руси Архистратигу небесного воинства молились о помощи в избавлении от скорби, при входе в новый дом и на основание дома, о покровительстве царского трона и государства вообще, о спасении и сохранении России.