Статьи

Православная неделя с 27 сентября по 3 октября 2021 года: Крестовоздвижение, дни памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матерь их Софии и мучеников Михаила Черниговского и боярина его Феодора

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. С 27 сентября по 3 октября в 2021 году — пятнадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

27 сентября (14 сентября по ст. ст.). Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Воздвижение Креста Господня — единственный из числа Господских двунадесятых праздников Церкви, установленный в память о событии, не относящемся к годам земного пути Спасителя или Пресвятой Богородицы.

Крест Господень был обретён в 326 году приехавшей в Палестину матерью римского императора Константина Великого императрицей Еленой и иерусалимским епископом Макарием.

В результате раскопок тогда была найдена пещера Гроба Господня, а неподалеку от неё были обнаружены три креста. Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда больная женщина, на которую их поочерёдно возлагали, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения (отсюда и название Животворящий Крест).

Императрица Елена обозначила места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме — месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознёсся на Небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу.

Богослужебной особенностью этого праздника является совершение чина воздвижения Креста. За Литургией вместо Трисвятого принято петь «Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим». В день торжества церковная традиция предписывает верующим держать строгий пост.

Добавим, что в Красноярской епархии в этот день престольный праздник у Крестовоздвиженского храма села Новосёлово.

30 сентября (17 сентября по ст. ст.). День памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137)

При жизни трёх дочерей верующей римской аристократки Софии называли греческими именами: Пистис, Элпис и Агапэ. Уже спустя века их переведённые имена, символизирующие основные христианские добродетели, были включены в славянские месяцесловы.

Святые мученицы стали жертвами ранних антихристианских гонений, развернутых при императоре Адриане (правил в начале II века).

Согласно преданию, правитель лично решил отвратить Софию и её дочерей от веры во Христа, сначала суля им щедрые дары, а затем — угрожая муками и смертью. Но ответом на все посулы и угрозы был решительный отказ отважной женщины и её дочерей.

В итоге, разгневанный император приказал последовательно казнить всех трёх дочерей Софии. Мать похоронила девочек на холме за чертой города, а через три дня умерла сама. Жизнь и подвиг Пистис, Элпис, Агапэ и их матери Софии в христианской традиции стоит особняком, поскольку Церковь знает очень немного случаев, когда совсем юные дети сознательно шли на смерть ради своей веры.

Во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Красноярске освящён храм при Краевой клинической больнице № 1.

3 октября (20 сентября по ст. ст.). День памяти мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев (1245)

Современный историк Дмитрий Володихин так характеризует князя Михаила Черниговского: «Вся жизнь его ничем не выбивается из истории междукняжеских распрей, походов, договоров заключённых и договоров нарушенных, пиров и прочих дел правления, наполнявших жизнь правящего класса на Руси. И только за считанные часы до наступления последнего срока биография князя чудесным образом переворачивается, будто песочные часы, оказавшиеся в чьей-то высокой руке».

Действительно, князь Михаил кажется лишь одним из многих правителей периода феодальной раздробленности на Руси. Он враждовал с другими князьями, ненадолго даже занимал вожделенный многими киевский престол, пытался противостоять монгольским захватчикам, неудачно силился уговорить европейских правителей выступить вместе против кочевников.

В 1240-х отчаявшийся прогнать захватчиков, уже немолодой князь Михаил вернулся править в родные земли, оказавшиеся под монгольским игом. Для этого нужно было получить ярлык на княжение от захватчиков. Михаилу и сопровождавшему его боярину Феодору приказали перед тем, как идти к хану, пройти через костер, чтобы «очиститься» от злых намерений и поклониться языческим монгольским идолам.

Князь Михаил и боярин Феодор отказались это сделать, заявив жрецам, что поклоняются только Богу, Творцу мира. Несмотря ни на какие уговоры и угрозы два христианина не стали поклоняться идолам. После долгих мучений оба были казнены. Их прославление в лике святых состоялось в конце XVI века.