Статьи

Православная неделя с 13 по 19 сентября: обретение мощей святителя Иоасафа, воспоминание чуда Михаила Архангела в Хонех и церковное новолетие

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 13–19 сентября в 2021 году — двенадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

14 сентября (1 сентября по ст. ст.). Начало индикта — церковное новолетие

Без сомнения, все хорошо знают, что мы празднуем Новый год в январе, причём дважды, и наша высокая логика недоступна рациональным иноземцам, не могущим понять — как это «новый» год может быть одновременно и «старым»? Но, оказывается, тот январский Новый год — петровское новшество, а сегодняшняя дата имеет у нас давнюю и почтенную традицию. Не случайно в некоторых храмах молебен на начало учения повторяется и 14 сентября, потому что в церковном календаре — ещё только 1-е сентября. Действительно, здесь мы читаем: «Начало индикта — церковное новолетие». Исходя из заголовка, можно предположить, что точка отсчёта этого сугубо церковного Нового года связана с неким таинственным «инди́ктом». Что же это такое?

Индикт — это порядковый номер года внутри регулярно повторяющегося пятнадцатилетнего промежутка времени (так называемого «индиктио́на»), от одной инди́кции (переписи) к другой. Сами индиктионные циклы не нумеруются, но используются для соотнесения с другой системой датирования.

Первоначально «инди́кция» (лат. indictio — «провозглашение») — это объявление обязательных поставок съестных припасов правительству. Происхождение индикционного цикла остаётся неясным (возможно, египетского происхождения), но уже при императоре-гонителе Диоклетиане (284–305), кардинально реформировавшем систему правления, каждые 15 лет в Римской империи производилась переоценка имущества для установления величины взимаемого налога. Необходимость для населения знать налоговый год и привела к исчислению годов по индиктам. Официально этот счет времени ввёл святой равноапостольный император Константин Великий (в 312/3 г.). Сначала индикт начинался с 23 сентября — даты рождения первого римского императора Октавиана Августа, но в 462 году из практических соображений начало года перенесли на 1 сентября. Датировка годов по индиктам стала обязательной с 537 года, получив широкое распространение в гражданском и церковном делопроизводстве. Она использовалась Верховным трибуналом Священной Римской империи вплоть до её распада в 1806 году и до сих пор употребляется в некоторых календарных системах. Для прикладной хронологии датировки по индиктам имеют огромное значение. «Среди хаоса средневековых датировок эти были по крайней мере устойчивыми».

В современном русском православном календаре под 1/14 сентября значится «Начало индикта — церковное новолетие», отмечаемое в храмах благодарственным молебном. Этот Новый год (так называемый «сентябрьский стиль») — вместе с эрой от Сотворения мира, «апо́ ту ко́сму, апо́ ту Адам» — был одновременно и государственным в России до 1700 года. Следует помнить, что этот Церковный Новый год по юлианскому календарю приходится на 14 сентября по григорианскому только в XX–XXI веках (в XIX веке он приходился на 13 сентября, а с 2100 года будет приходиться на 15 сентября, и т.д.).

17 сентября (4 сентября по ст. ст.). Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1911)

Этот святой, живший в 1705–1754 годах, особо почитается верующими юго-западных регионов России.

Он прожил совсем недолгую жизнь, и многие годы страдал от болезней. Однако, управляя Белгородской епархией, владыка Иоасаф прославился как чрезвычайно деятельный и внимательный к церковной жизни архиерей. В частности, он строго следил за благочестием духовенства, состоянием храмов и правильностью совершения богослужений.

От священников владыка требовал правильного соблюдения церковного устава и традиций, много прилагал сил для их образования. В тоже время святитель заботился и о духовно-нравственном состоянии своей паствы: помогал бедным, вразумлял преступников, занимался благотворительностью. Много времени святой Иоасаф уделял и внутреннему подвигу, ежедневно и усиленно молился.

Часть своего служения владыка посвятил литературной деятельности. Так, помимо «Брани», он составил краткую автобиографию, фамильные записки, одно поучение (Слово) и несколько окружных посланий и писем.

19 сентября (6 сентября по ст. ст.). Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)

Этот праздник посвящён одному из чудес, связанных с именем Архангела Михаила. В IV веке гонители-язычники замыслили снести храм, построенный во имя святого во Фригии (территория современной Турции). Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм.

Служитель храма святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился архангел, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в неё водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим.

Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».