Проповеди

Владыка Пантелеимон: Где нет Христа — там нет свободы

7 февраля, по окончании Божественной литургии в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской города Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Есть такое правило, которое определяет: жива Церковь или мертва? Пребывает ли в ней благодать Духа Святого, или же она отсутствует? Это правило сложилось по книге «Апокалипсис» апостола Иоанна Богослова, где есть слова Господа ко всем Церквям, в которых говорится о достоинствах и недостатках каждой Церкви, или даже её окончательной смерти. И мы свято веруем, что так оно и есть, ибо Церковь — творение не человеческих рук в человеческом мире. Церковь создана Духом Святым через апостолов от Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Церковь — это училище благочестия, это наша школа самого главного знания, которое мы должны получить: знания добра и вечной жизни. Она создана не для материального обогащения. Она создана Богом освящать труд человека. И кто-то ведь действительно из своего богатства милосердной рукой раздаёт неимущим. Каждый из нас получает благодать Божию по благословению Церкви, чтобы кормиться от трудов своих, кормить своих детей, иметь крышу над головой. Всё это — дары Божии.

Но не это главное. Главное — это следовать за Христом в своём сердце. Что же ещё важно в Церкви, кроме Самого Бога? Сам Христос сказал нам это: «Я есть путь, и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Путь, истина и жизнь — вот что есть Церковь.

После грехопадения род человеческий был обманут. И сейчас в таком же состоянии остаются многие, кто не имеет связи со Христом. Не великими достижениями в науке велико человеческое общество — хоть они и важны. Оно велико тогда, когда стремится сохранять правду, законность, истину и стремится к любви и пониманию человека человеком.

Всё это я говорю, потому что сегодня — день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Вот в чём знак пребывания Бога в живой Церкви. Когда есть мученики и исповедники. Русская Православная Церковь всегда, во все времена имела мучеников и подвижников — от прихода в мир Христа, который открыл нам через этот ад мученичества, который Он Сам принял, дорогу к спасению души. И, начиная с первых мучеников в Римской империи и по наши дни сильные духом принимали смерть во имя веры. Так, в годы богоборчества после революции в России за веру преследовали и уничтожали многих и многих. И многие отдали свои жизни, но не отреклись от Христа.

В Римской империи могли свободно жить люди, поклоняющиеся любым богам. Но почему же, как только появилось христианство, как только прозвучало слово апостолов Петра и Павла и униженные и оскорблённые двинулись за этим словом и стали называться христианами — поднялись невиданные доселе гонения и преследования? Почему же так произошло? Ведь христиане не выступали против императора, и во все времена поддерживали власть, молились за царей и президентов, призывали соблюдать законы. А ответ прост: христиане показали, что не может быть на Земле властителя душ человеческих. Что царь, император, любой вождь и начальник, не может забирать души людей, что это право лишь Бога, и человек сам должен выбрать: быть с Богом или быть против Него. Вот почему были гонения на христиан. Потому, что они открыто не принимали законы смерти и насилия. Потому, что где нет Христа — там нет свободы.

Всегда ли будут гонения на верующих? Да. Потому что мы знаем природу зла и природу добра. И можем победить — твёрдостью, приняв бесповоротно закон Христа, закон любви. И ничто не может разлучить нас с Христом — ни глубина, ни высота, никакое земное или небесное явление. Потому что Христос есть жизнь, свобода, мир, бессмертие и спасение для каждого человека, живущего на Земле.

Аминь.