Проповеди

Правящий архиерей: мы обретаем мир только когда покоряемся заповедям Господним

29 ноября, по окончании Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе города Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Господь наш Иисус Христос пришёл в мир не для Своей славы. У Бога невозможно забрать Его славу, Его силу, Его могущество, Его правосудие, Его любовь. Он принёс славу верующим в Господа Иисуса Христа, в Него, в Бога, который пришёл в образе сына человеческого и Сына Божиего, распялся и воскрес. А о цели этого явления Господа в мир говорит апостол Павел в своём послании, которое читалось сегодня за Литургией. Что мы слышим в этом послании? Мы слышим слово «мир», и мир во Иисусе Христе. Апостол наставляет христиан, живущих в Эфесе, что они найдут мир только тогда, когда будут следовать за Христом и за Его заповедями. И в этом же послании он утверждает в ответ на их споры: «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5). И если это так, то спорить не о чем. Вера объединяет нас в Иисусе Христе, чтобы был мир и здравие в теле и в душе.

Но что мы видим в 2020 году? Две тысячи лет от Рождества Христова. Мы видим: мира нет среди человеческого общества. Потому что не одно крещение, и Бог воспринимается по-разному. Получается не один Бог? Мира нет, потому что грешники даже крестившись хотят оправдать свои грехи, и детей своих не обучают. В мире нет единства, потому что есть те, кто делит земной шар каждый на свой кусочек земли. Главное условие — «один Господь, одна вера, одно крещение». Не десять крещений, не десять Церквей. Островок этой единой веры — святое Православие. Верующие живут по всей Земле, верят по-разному — кто-то и дьяволу кланяется, кто-то язычник, христиане разделились на различные направления. И даже Православие дьявол терзает разделением. Мы не можем сейчас сказать апостолу и Господу Иисусу Христу, что мы едины. Что же нам делать, православным русским христианам? Ведь наше сердце не камень, оно страдает. Оно не может не страдать от этих расколов, от этой боли, которую мы видим в нашем мире. Где найти самому себе ответ, что всё же мы едины? Мы едины в том, что признаём Господа Иисуса Христа спасителем мира людей. Признаём Святую Троицу, чтим Матерь Божию. А в вере Православной мы сохраняем и каноны Церкви, и стремимся сохранить нерушимым Слово Божие и неискажёнными заповеди Христа.

Почему апостол в начале христианства пишет об этом — что мир во Христе, но он достигается, когда вера едина, тогда и народ и един. Без всяких национальных и культурных разделений. Мир и тишина, и жизнь будут продолжаться пока будет это единство. И сегодня мы видим, как прав апостол Павел и как нуждается человечество в этих наставлениях. А оно уходит за другой наукой, ложной, убивающей души и тела, растлевающей чистоту жизни, всего, что есть под Солнцем, начиная с человека. И сам человек покоряется этому направлению. И всё же, для верующих людей, для православных христиан, крещённых в Господе, Духе и благодати Отца Небесного это единство существует. Оно существует для каждого из нас как личностей, верующих в Бога Иисуса Христа, принимающих Евангелие как дверь спасения. Это единство — спасительное. Оно совершенно не принимается миром, который новые так называемые «ценности» создаёт — лжеценности, антиценности. А мы держим те ценности, которые слышали: «блаженны плачущие, ибо они утешатся», «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут», «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:4–7). Мы слышим, когда приходим к Божественной литургии и участвуем в святой Евхаристии, и наследуем вечный мир в Господе Иисусе Христе.

Не случайно это открывается православным христианам, которые находятся в состоянии борьбы за мир Христов, в вечном стремлении к покою и тишине в сердце своём, живя с благодатью Духа Святого. И это сейчас, в наше время каждый из нас должен ценить больше, чем земную жизнь. Потому что Господь открыл нам через единство веры крещение, Бога, Троицу, и мир, который преподаётся спасителем нашим Господом Иисусом Христом. И этот мир освящает всё в себе. Этот мир через носителей его в своих сердцах, христиан, всё же даёт надежду всему человечеству на великое божественное очищение в вере, которая должна распуститься светом радости, светом спасительной зари и открывать дорогу к вечной жизни. Без этого мира мы не можем называть себя христианами. Но мир этот мы обретаем только когда покоряемся заповедям Господним настолько, насколько можем. Когда мы живём с постоянным внутренним анализом и оценкой того, как мы оберегаем мир Христов, получив такую благодать веры в Единого Бога, о котором говорит великий апостол Павел. Он и говорит «подражайте мне, как я Христу» (1Кор. 4:16). Это говорит тот, кто гнал христиан. И в наше время всем нам, верующим, этими словами дано поручение, наставление, призыв знать через нашу веру, что мы на правильном пути, пути спасения, и мы наследники жизни вечной, и ничто не может угрожать этому, когда с нами наш кормчий — Спаситель наш Господь Иисус Христос, пребывающий в Церкви, как земной, так и небесной, вовеки.

Аминь.