Статьи

Заснувшие купола Сибири

 

Иван Марлин

К моменту учреждения Красноярской и Енисейкой епархии в 1861 году на территории Енисейской губернии располагалось 170 православных храмов. До революции их число с каждым годом неуклонно росло, однако после 1917 года многие из них были осквернены и разрушены. С началом возрождения духовной жизни в конце XX века началось постепенное их восстановление. О самых древних из тех, в которых сейчас вновь совершается православное богослужение, мы рассказали в прошлом номере. Но в отдалённых уголках края до сих пор ждут своего часа заснувшие купола Сибири, о судьбе которых болят сердца верующих людей, и об истории которых мы расскажем в этой статье.

Храм Богоявления Господня в с. Подсосном

На месте Богоявленского храма еще в екатерининские времена стояла деревянная церковь во имя святых Флора и Лавра. Однако в начале XIX в. она сгорела, и тобольский архиепископ Антоний постановил возвести взамен неё новый каменный храм. Так, 7 июля 1812 года началась история храма Богоявления Господня.

В Богоявленский приход входили все близлежащие деревни. В связи с ростом числа прихожан, в 1903–1906 годах здание храма было значительно расширено за счет пристройки двух придельных храмов: Петропавловского с северной стороны, и иконы Божией Матери «Утоли моя печали» с южной. Долгое время храм являлся архитектурной доминантой Подсосного. Выполненный в стиле церковного барокко, он находился на небольшом возвышении в самом центре. Создавалось впечатление, будто само село было выстроено вокруг церкви, а не наоборот.

Но храм Богоявления Господня, как и многие храмы по всей стране после революции, пал жертвой богоборческой политики советской власти. Он был закрыт и постепенно стал разрушаться. В 50-е годы была снесена металлическая храмовая ограда, а чуть позже разобраны кирпичные своды, перекрытия колокольни и часть боковых приделов. Внутреннее же убранство было потеряно безвозвратно.

Сегодня Богоявленская церковь всё еще ожидает своего часа. Неравнодушные к судьбе храма верующие ведут активную общественную деятельность для привлечения внимания к проблеме восстановления храма, а владыка Пантелеимон благословил начинание по возрождению святыни.

Церковь Параскевы Пятницы в с. Барабаново

Строго говоря, этой церкви не должно было бы быть в списке, ведь богослужение там уже стало весьма регулярным — но только благодаря усилиям общины верующих и окормляющего её духовенства. А само здание храма всё ещё нуждается в полноценной реставрации…

По преданию, строительству церкви в Барабаново предшествовала чудесная история. Возвращаясь со службы, некий солдат выловил в Енисее дощечку, на которой позже проступил лик святой Параскевы. Солдат вместе с изумленными сельчанами решил отнести икону на близлежащую гору, дабы получше её рассмотреть, где лик тотчас же засверкал яркими красками. Именно на месте произошедшего чуда барабановцы и решили возвести храм в честь Великомученицы Параскевы. Однако в планы местных жителей вмешалась природа: стекающие со склона горы воды в первоначальном месте строительстве могли запросто его разрушить. В связи с этим, было выбрано другое, не менее живописное место, тоже возвышенное, но с более устойчивым грунтом. Более 7000 рублей барабановцы собрали самостоятельно, а 1500 рублей пожертвовал красноярский купец Иван Токарев.

Было решено, что большая церковь будет полностью выстроена из дерева. Это довольно интересное решение, так как большинство сельских храмов в то время имели небольшие размеры, а если и были большими, то возводились из камня. Открытие церкви во имя великомученицы Параскевы состоялось в 1856 году. Вплоть до 90-х гг. XIX в. в архивных документах не указывалось никакого церковного имущества. Пахотной земли у причта не было, а сенокосная земля площадью 54 десятины находилась за Енисеем в 8 верстах от села. Предметов внутреннего убранства церкви не сохранилось, за исключением фрагментов настенных росписей, вопрос об авторе и времени появления которых пока остается открытым.

Службы в церкви проводились до 50-х годов XX века. Затем её здание использовалось как зернохранилище, а потом и вовсе было заброшено. Однако неравнодушные барабановцы спасли храм от полного разрушения. Местные жители по очереди охраняли церковь, пока в 1980 году не добились признания её памятником культурного наследия.

Частичная реставрация церкви производилась в 1986 году усилиями экспедиции краевой летней школы. Ученые и школьники перекрыли крышу и перестелили пол, очистили стены храма от надписей. В 2003 году храм повторно освятили, впоследствии верующие неоднократно занимались консервацией здания во избежание дальнейших разрушений из-за естественного износа. Ныне там периодически совершается православное богослужение, регулярно приезжают паломники со всех уголков Красноярского края и России. Но не смотря на всё это, состояние храма оставляет желать лучшего. Барабановцы верят, что рано или поздно церковь святой Параскевы дождётся полноценного восстановления.

Храм Николая Чудотворца в Большом Кемчуге

В декабре 1836 года жители нескольких деревень Чернореченской волости Ачинской округи Енисейской губернии подали прошение епископу Томскому и Енисейскому Агапиту. Они попросили дозволения создать новый приход и построить в Больше-Кемчугском селении каменный храм во имя святителя и чудотворца Николая «собственным коштом», то есть за счёт собранных всем миром средств.

Чтобы скопить необходимые для строительства средства, селянами было принято решение передать в пользу церкви приносивший неплохой доход перевоз через реку Кемчуг, протекающую через село. Они обязались выделить из собственных владений под строительство будущего храма лучший участок земли, «сколько возможно ближайшей к самому селению». А также изъявили желание построить для священнослужителей два жилых дома со всеми необходимыми надворными постройками и одной баней.

Строительство храма было завершено только в 1848 году. Однако через несколько лет храм был закрыт: было «воспрещено отправлять всякие богослужения по случаю полных повреждений». Согласно архивным документам, храм пришлось частично перестраивать из-за слишком большой колокольни, верхние ярусы которой ради сохранения здания пришлось разобрать. В 1883 году церковь вновь открыла верующим свои двери. При ней имелась довольно обширная библиотека и церковно-приходская школа на 40 учеников.

К началу XX века церковная летопись храма Николая Чудотворца насчитывала уже несколько десятков священников, когда-то нёсших в нём службу. После революции он, как и большинство храмов в крае, был закрыт, а последним его настоятелем значился Елисей Стрельников. В апреле 1933 года он, как и ещё 63 человека, был арестован по так называемому «делу Дружинина» и обвинен в участии в контрреволюционной организации, а также в подготовке террористических актов. Всего через месяц после ареста Елисей Стрельников был осужден особой тройкой ОГПУ на 10 лет концлагерей, где и пропал без вести. Реабилитировали его уже в 1958-м… Храм же был разграблен и частично разрушен.

Сегодня руины Никольского храма продолжают стоять посреди посёлка Большой Кемчуг. Они ранят сердца верующих жителей поселка, которые искренне верят в то, что с восстановлением церкви оживёт и их малая родина.

Свято-Троицкий храм в с. Сухобузимском

Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы в селе Сухобузимском была заложена в 1793 г. по грамоте тобольского архиепископа Варлаама. 30 июня 1801 года был освящен тёплый Троицкий придел храма. Холодный придел во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла освящен в 1817 г.

История Троицкого собора неразрывно связана и с именем великого русского художника Василия Сурикова, который в детстве жил в Сухобузимском. Дом его находился недалеко от церкви. Здесь бывала на службе и у исповеди его семья, венчалась старшая сестра художника Елизавета, и совершено отпевание отца Василия Ивановича.

Выстроенный в свойственном для Сибири стиле «енисейского барроко», красивейший храм после революции был осквернён и подвергнут перестройке под сельский клуб, а в 1970-х гг. его здание и вовсе сгорело. Однако стены выдержали пожар и, несмотря на все попытки властей уничтожить здание, устояли при попытке сноса спецтехникой.

В настоящее время церковь сильно разрушена, однако попытки по её восстановлению предпринимаются. Свято-Троицкий приход размещается в приспособленном помещении.