Статьи

Православная неделя с 30 декабря по 5 января 2020 года: преподобный Илия, Иоанн Кронштадатский, святитель Петр Московский и Анастасия Узорешительница

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 30 декабря 2019 — 5 января 2020 года — седмица 29-я по Пятидесятнице.

1 января (19 декабря по ст.ст.). День памяти преподобного Илии Муромца, Печерского (1188)

Доподлинно известно, что преподобный был родом из Мурома. Во взрослом возрасте он подвизался в Киево-Печерской обители, где отошел ко Господу около 1188 г.

По преданию, когда мощи святого были обретены, то монахи обнаружили: Илия пребывал в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви — три первые перста вместе, а два последние пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.

Некоторые из историков считают, что преподобный Илия и былинный богатырь Илия Муромец — одно и то же лицо, однако, окончательно эта гипотеза пока еще не доказана.

2 января (20 декабря по ст.ст.). День памяти праведного Иоанна Кронштадского, чудотворца (1908)

Вся земная жизнь этого священника являлась ярким примером того, как человек может противостоять шаблону, сформировавшемуся в обществе. Праведный Иоанн (1829–1908) показал, как христианин может без внешних протестов и бунтов активно восставать против привычного, но греховного порядка вещей.

В молодости святой мечтал стать миссионером и уехать проповедовать среди народов Сибири и Дальнего Востока. Однако его благословили служить в предместье Санкт-Петербурга Кронштадте. При первом же знакомстве со своей паствой отец Иоанн увидел, что здесь ему предстоит не меньше трудов, нежели в далеких языческих странах.

Безверие, иноверие и сектантство, не говоря уже о полном безразличии к вере, процветали тут. Кронштадт был местом административной высылки из столицы разных порочных людей. Кроме того, там было много чернорабочих, живших в жалких условиях.

Вот на этих-то, казалось, нравственно погибших людей, презираемых всеми, и обратил свое внимание исполненный духа подлинной Христовой любви великий пастырь. Ежедневно стал он бывать в их убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог.

Эти кронштадтские «босяки», которых о. Иоанн силою своей сострадательной пастырской любви опять делал людьми, возвращая им утраченный было человеческий образ, первыми «открыли» святость о. Иоанна. И это «открытие» очень быстро восприняла затем вся верующая народная Россия.

Для общецерковного почитания Иоанна Кронштадтского канонизировали в 1990 году.

3 января (21 декабря по ст.ст.). День памяти святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси (1326)

Этому святому довелось нести архипастырское служение в нелегкое время татаро-монгольского ига на Руси.

Много трудностей испытал владыка Петр в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под иноземным игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

Святой прославился многими трудами во благо Церкви; именно он перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Святитель Петр пророчески предсказал будущее возвышение города как столицы всей России и освобождение русских земель от татарского ига. По его же благословению в Московском Кремле в августе 1326 года заложили знаменитый собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.

4 января (22 декабря по ст.ст.). День памяти мученицы Анастасии Узорешительницы (+304)

Святая Анастасия — одна из сонма христианок-мучениц III–IV веков. Аристократка по происхождению, олицетворение кротости и стойкости одновременно.

Однако есть в ее житии нечто, что не просто выделило ее из количества похожих святых, но и дало свое особое прозвание: Узорешительница. Анастасия переодевалась в скромное платье и, в сопровождении одной служанки, отправлялась в городские тюрьмы, где томились преимущественно христиане — впрочем, девушка не делала различий. Она подкупала стражников, чтобы те пропускали ее в темницу, а потом служила заключенным, как могла: приносила им купленный на свои средства хлеб, омывала их грязные тела, перевязывала раны, подавала питье.

Во время очередного гонения на христиан Анастасия была схвачена. Из-за ее знатного происхождения гонители до последнего пытались переубедить ее, заставить вернуться к язычеству. По преданию, с ней говорил лично император Диоклетиан. Однако святая от этого решительно отказалась и приняла мученическую смерть.