Статьи

Православная неделя с 14 по 20 октября 2019 года: Покров Богородицы, апостол Фома, святители Московские и праведный Феодор Ушаков

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 14–20 октября в 2019 году — восемнадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

14 октября (1 октября по ст.ст.). Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Широкое празднование этой даты в России уже давно стало традицией, хотя само по себе торжество не относится к числу двунадесятых (только к числу великих), а происхождение ведет от события, произошедшего за пределами нашей страны.

В начале X века столицу Восточно-Римской империи Константинополь осадили враги (не то арабы, не то восточные славяне, еще хранившие верность язычеству). И тем далеким осенним днем святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний вместе с жителями города молились за Всенощным бдением в константинопольском Влахернском храме Небесной Владычице о спасении осажденного города. Божия Матерь ответила на просьбы усердных молитвенников. Она явилась Андрею и Епифанию, и затем словно распростерла в небе свой омофор — покрывало для головы. Изумленные враги в ужасе бежали вдаль от Константинополя. Византийская столица была спасена, а в честь чудесного события был учрежден новый праздник.

Новое дыхание греческому по происхождению празднику принес спустя два с половиной столетия владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский (ок. 1110–1174). Правитель был ревностным почитателем Божией Матери, и именно с Ее покровительством связывал ряд своих ратных успехов. Поэтому в честь Покрова Небесной Царицы князь Андрей распорядился возвести близ своей резиденции в Боголюбово храм Покрова на Нерли, выдающийся памятник средневекового русского зодчества. Тем самым была заложена традиция освящения русских храмов в честь праздника. Со временем в честь Покрова Божией Матери стало освящаться все больше храмов в русских городах и селах, а сам праздник — обрастать народными традициями.

К слову, в честь Покрова в конце XVIII века было дано имя и нынешнему кафедральному собору Красноярской епархии — старейшему каменному зданию краевой столицы.

15 октября (2 октября по ст.ст.). День памяти праведного воина Феодора Ушакова (1817)

В первую очередь, Федор Федорович Ушаков известен как величайший русский флотоводец. Адмирал одержал 43 победы в морских сражениях, таких как Керченское (1790), при Калиакрии (1791) и у острова Корфу (1799). Главной гордостью Ушакова было то, что в эти годы он не потерял ни единого судна, и никто из его моряков никогда не попадал во вражеский плен.

Еще на флотской службе Федора Федоровича отличала необычайная даже для того времени религиозность. Притом не внешне-показная, а самая подлинная: офицер, например, всегда заботился о своих подчиненных, стремился улучшить их быт, опекал ветеранов и инвалидов.

После отставки и ухода на пенсию Ушаков мог сделать политическую карьеру или просто безбедно жить в столице. Но всему этому он предпочел скромную участь почти что затворника в небольшом имении на Тамбовщине. Адмирал в отставке постоянно ездил на богомолье в соседний Санаксарский монастырь, щедро жертвовал немалые суммы на помощь нуждающимся, а в годы Отечественной войны собрал целый отряд народного ополчения на свои средства. Неудивительно, что в округе всего его любили и почитали: после кончины гроб Ушакова местные жители несли на руках до места упокоения.

В 2001 году Церковь признала Федора Ушакова местночтимым святым, почитаемым в пределах Саранской епархии. А в 2004 году Архиерейский собор признал легендарного адмирала святым в масштабах всей Церкви. Его канонизировали не за государственные заслуги, а за то, что в центр своей личной жизни он ставил евангельские идеалы, следуя им в меру сил и возможностей.

18 октября (5 октября по ст.ст.). День памяти святителей Московских

В этот день Русская Православная Церковь вспоминает московских святителей: Петра (†1326), Алексия (†1378), Иону (†1461), Макария (†1563), Филиппа (†1569), Иова (†1607), Ермогена (†1612), Иннокентия (†1879), Филарета (†1867), Тихона (†1925), Макария (†1926) и Петра (†1937).

Каждый из этих святых, несших служение в исторической столице Российского государства, словно олицетворял собой свою эпоху. Каждому из них приходилось сталкиваться с актуальными вызовами времени, отстаивая Православие и права Церкви. Для одних ими стали татаро-монгольское иго и раздробленность на Руси, для других — Смутное время, для третьих — советское богоборчество.

Праздник в память о своих благочестивых предшественниках на Московской кафедре учредил первый Предстоятель Русской Церкви Патриарх Иов в 1596 году. Впоследствии, по ходатайствам архиереев, в число прославляемых святителей будут включаться новые имена.

19 октября (6 октября по ст.ст.). День памяти апостола Фомы

Как и большинство учеников Господа, этот апостол происходил из иудейской семьи и был (согласно апокрифу) плотником по профессии. После Вознесения Господня Фома проповедовал Его учение среди восточных народов и, по преданию, принял мученическую смерть в Индии.

Для большинства верующих святой Фома известен главным образом тем, что в отличие от собратьев-апостолов, он отказался принять на веру весть о Воскресении Спасителя, — о чем обстоятельно пишет евангелист Иоанн Богослов.

Но объясняется ли «неверие» Фомы банальным упрямством или ограниченностью? Как и любой другой евангельский сюжет, эпизод уверения Фомы далек от простых, лежащих на поверхности трактовок. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20:25), — читаем мы в Евангелии. Как видно, Фома вовсе не отвергает принципиально Христово Воскресение, он лишь стремится убедиться в этом величайшем событии воочию. «Неверующий» апостол как раз-таки верит в своего Господа и Учителя; он лишь пытается подкрепить свою веру неоспоримыми доказательствами.

Это и происходит спустя неделю после событий Пасхи: Иисус Христос встречается со всеми учениками и Фома радостно произносит: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Это и положило начало церковной традиции Антипасхи (от греч. «анти» — вместо), ведь именно этот день как бы заменил апостолу Пасху Христову.