Статьи

Православная неделя с 6 по 12 мая: Георгий Победоносец, Родительский день, память погибших в Великую Отечественную и Неделя жен-мироносиц

6–12 мая в 2019  году — вторая седмица (неделя) по Пасхе. В народе ее иногда называют «Фоминой», так как в открывающий ее воскресный день Церковь молитвенно вспоминала святого апостола Фому.

6 мая (23 апреля по ст.ст.). День памяти великомученика Георгия Победоносца (+303)

Этот святой — без преувеличения, один из самых почитаемых во всем христианском мире. Трудно перечислить все отображения Георгия Победоносца в геральдике, в скульптуре, в нумизматике и топонимике.

Потому и несколько странно то, что о великомученике Георгии известно не так много по-настоящему неоспоримых исторических фактов. Согласно византийскому житию, изложенному преподобным Симеоном Метафрастом, святой жил в III–IV веках на востоке Римской империи, на территории современной Турции.

Георгий происходил из богатой семьи, у него были все возможности построить успешную военную карьеру. Но, как повествуют агиографы, узнав о начале антихристианских гонений императора Диоклетиана, святой раздал всё имущество и открыто объявил о том, что верит во Христа. Его арестовали и подвергли недельным жестоким пыткам; лично Диоклетиан уговаривал Георгия отречься от веры — тот был непоколебим.

Согласно преданию, даже во время мучений и уже после самой мученической смерти, Георгий не прекращал совершать чудеса. Наиболее известен эпизод с чудом святого о змие — его явлением близ Берита (Бейрута в современном Ливане), где святой Георгий убил досаждавшее местным жителям животное.

7 мая (24 апреля по ст.ст.) — Радоница

Радоницей (в народе — Родительский день) — день всеобщего общецерковного поминовения усопших. Приходится она на вторник второй седмицы по Пасхе (на 9-й день после Светлого Христова Воскресения). В этот день верующие посещают кладбища, навещая места упокоения родственников (вопреки распространенному заблуждению, Церковь совершенно не приветствует делать это в день Пасхи).

Слово «Радоница» происходит от слова «радость». Чему же можно радоваться на кладбище? Каждый верующий знает, что «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). Потому и уход близких из земной жизни вовсе не означает их абсолютной кончины: они предстали перед Господом и, как мы надеемся, готовятся к жизни вечной.

А помочь им в этом мы можем только молитвой, — не устают напоминать из года в год священнослужители. Оттого псевдотрадицонные «пиры» с распитием спиртного на могилах и другие причудливые суеверия, связанные с похоронами, с точки зрения Церкви, являются бессмысленными и откровенно вредными.

9 мая (26 апреля) — день памяти святителя Стефана, епископа Пермского (+1396)

Святитель Стефан, живший во второй половине XIV века, прославился, прежде всего, тем, что обратил в Православие коренных жителей Урала — «зырян» (с ХХ века этот народ в русской традиции принято именовать в соответствии с самоназванием — коми).

Уже сами по себе эти труды были непростыми: святой Стефан с нуля создал для коми алфавит, перевел на него с русского и греческого Святое Евангелие, жития святых и богослужебные тексты. Требовали они и личного мужества, упорства в диспутах с языческими жрецами. Однажды, как повествует предание, святой Стефан даже не побоялся войти в горящую избу и нырнуть в прорубь, чтобы засвидетельствовать зырянам силу православной веры. Его стараниями большая часть коми приняла Православие, а почти все языческие капища были разрушены. В 1383 году в Перми была учреждена архиерейская кафедра, первым епископом на которой стал сам Стефан.

Будучи нетерпимым к тем, кто продолжал тайно поклоняться идолам, святой до последних дней оставался добрым и заботливым пастырем. Епископ Стефан многократно хлопотал перед московским князем об уменьшении налогов для коми, их защите от воинственных соседей, не допуская при этом русификации коми и с уважением относясь к их языку и культуре.

Вне всякого сомнения, именно святителя Стефана Пермского следует считать продолжателем апостольского служения в истории Русской Церкви и основоположником отечественной традиции миссионерского служения.

Также 9 мая, в государственный праздник День Победы, определением Архиерейского Собора 1994 г. в Русской Православной Церкви установлено совершать особое ежегодное поминовение усопших воинов, за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, другими словами — всех пострадавших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

12 мая — Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц

Каждый из следующих за Пасхой Христовой воскресных дней по-своему раскрывает значение Воскресения Спасителя из мертвых. В Неделю (воскресенье) 3-ю по Пасхе Церковь прославляет подвиг святых Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных, которые были в кругу самых ближайших учеников Иисуса Христа и первыми решились идти к Гробу Господню после Его распятия, чтобы по обычаю намазать тело Учителя благовониями, главным из которых было миро (отсюда название — мироносицы).

День святых жен-мироносиц иначе называют Православным женским днем. Он служит напоминанием о том, что христианство принесло в мир взгляд на мужчин и женщин как равных, подчеркнув, что и у тех, и у других одинаковые возможности для Спасения и обретения вечной жизни.