Статьи

Православная неделя с 25 по 31 марта: Симеон Новый Богослов, Святой Патрик и мученик Агапий и с ним еще семь

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 25–31 марта — третья седмица Великого поста.

25 (12 по ст.ст.) марта. День памяти преподобного Симеона Нового Богослова

Преподобный Симеон Новый Богослов родился в 946 году в городе Галате (Пафлагония) и получил в Константинополе основательное светское образование. В 25 лет он почувствовал влечение к иноческой жизни, бежал из дома и удалился в Студийский монастырь, где проходил послушание под руководством знаменитого в то время старца Симеона Благоговейного. Основным подвигом преподобного стала непрестанная Иисусова молитва; для большей молитвенной сосредоточенности он постоянно искал уединения, даже на Литургии стоял отдельно от братии, часто оставался один на ночь в церкви. Плодом его усердия были особые состояния восхищения: в эти часы Дух Святой в виде светящегося облака нисходил на него и закрывал от его глаз все окружающее. Со временем он достиг постоянной высокой духовной просветленности, что особенно обнаруживалось, когда он служил Литургию.

Примерно в 980 году преподобный Симеон был поставлен игуменом монастыря святого Маманта и пробыл в этом сане 25 лет. Он привел в порядок запущенное хозяйство обители и благоустроил в ней храм. Доброта сочеталась у преподобного Симеона со строгостью и неуклонным соблюдением Евангельских заповедей.

Около 1005 года преподобный Симеон передал игуменство своему ученику Арсению, а сам поселился при монастыре на покое. Там он создал свои Богословские труды, отрывки из которых вошли в 5-й том «Добротолюбия». Главная тема его творения — сокровенное делание во Христе. Преподобный Симеон учит внутренней брани, способам духовного совершенствования, борьбе против страстей и греховных помыслов. Кроме того, преподобный Симеон был выдающимся церковным поэтом. Ему принадлежат «Гимны Божественной любви» — около 70 поэм, полных глубоких молитвенных размышлений.

Учение преподобного Симеона о новом человеке, об «обожании плоти», которым он хотел заменить учение об «умерщвлении плоти» (за что его и назвали Новым Богословом), принималось современниками с трудом. Это привело к конфликту с высшим константинопольским духовенством, и Симеон подвергся изгнанию. Он удалился на берег Босфора и основал там обитель святой Марины.

Святой мирно преставился к Богу в 1021 году. Еще при жизни получил он дар чудотворения. Многочисленные чудеса были явлены и после его смерти; одно из них — чудесное обретение его образа. Житие его написано келейником и учеником, преподобным Никитой Стифатом.

28 (15 по ст.ст.) марта. День памяти мученика Агапия и с ним семи мучеников

Святые мученики жили в царствование Диоклетиана. Агапий происходил из Газы, Тимолай из Понта Евксинского, оба Дионисия из Трипполя финикийского, Пуплий и оба Александра из Египта, а Ромил был иподиаконом диоспольской церкви. Все они пострадали в Кесарии палестинской от игемона Урвана во второй год поднятого тогда гонения на христиан.

Тогда был издан указ по всем странам и городам — принуждать христиан к поклонению идолам и принесению им жертв. По случаю бывшего тогда языческого праздника, в Кесарии для собравшегося со всех сторон народа готовилось зрелище: уготовлялись на мучение христиане, содержимые там в узах. Посмотреть на это зрелище собрались все эллины, бывшие там.

Прежде всего, после многих мучений, был сожжен на костре святой мученик Тимофей (память 19 августа); после того были преданы на съедение зверям святой мученик Агапий и святая мученица Фекла (другой, пострадавший ранее со святою Феклою и воспоминаемый вместе с мучеником Тимофеем в августе).

Когда происходило это кровавое зрелище, шесть мужественных юношей христиан: Пуплий, Тимолай, Ромил, оба Александра и Дионисий, память которых празднуется ныне, воспламенившись ревностью о Христе, сами связали себе руки, в знак того, что они желают пострадать за Христа и из любви ко Христу готовы идти на огонь и на съедение зверям. Подойдя к самому центру зрелища, они остановились перед игемоном Урваном и громогласно воскликнули: «Мы христиане!».

Игемон, видя, что они еще юны возрастом, не желая убивать их, стал увещевать их поклониться идолам и не губить себя. Не возымев успеха, он приказал отправить их в темницу.

Спустя несколько дней к числу узников Христовых был причислен святой Агапий, так как он уже ранее с большим дерзновением исповедовал имя Иисуса Христа и претерпел уже за это многоразличные муки. Агапий был в это время взят вместе со своим слугой Дионисием и заключен в темнице вместе с упомянутыми шестью святыми, так что всего их стало восемь.

Долгое время святые мученики содержались в темнице, много раз подвергались мучениям различнымт способами, но не отвергли Христа. Наконец, они были осуждены на отсечение и все в один день положили честные главы свои за Иисуса Христа.

30 (17 по ст.ст.) марта. День памяти святого Патрикия, просветителя Ирландии

17 марта Церковь празднует память святого Патрикия (Патрика). Именно этот человек в V веке привел к христианству целую страну — Ирландию. В день памяти святого Патрика его почитатели по всему миру проводят парады в его честь. Традиционный уже для западных стран праздник появился в календаре Православной Церкви совсем недавно — после того, как 9 марта 2017 года решением Священного Синода в месяцелов были включены имена некоторых святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до 1054 года.

Хотя имя святого Патрикия связывается главным образом с Ирландией, родился он в 389 г. на севере Англии, в семье знатного британца Кальпурния. Мать его была близкой родственницей св. Мартина Турского. Новорожденного мальчика нарекли совсем другим, кельтским именем Суккат, а при крещении дали имя латинское — Магон.

В 405 г. ирландские пираты напали на богатую виллу Кальпурния, и увезли Магона в рабство. В Ирландии Магон был продан одному из местных племенных вождей, который, как бы в насмешку, дал ему прозвище Патрикий (Patricius) — «знатный человек». С этим именем святой не расставался уже никогда.

Шесть лет провел Патрикий в рабстве, работая пастухом. В любую погоду, под проливным дождем и пронизывающим ветром, он пас овец на скудных ирландских пастбищах, моля Бога о спасении. И однажды он услышал таинственный голос: «На берегу моря тебя ждет корабль». Патрикий решил, что это откровение Божие, и решился на побег. В одном из портов ему удалось наняться моряком на корабль и уплыть в Галлию.

Патрикий становится учеником святителя Германа. В 432 г. св. Патрикий, уже в епископском сане, снова отправляется в Ирландию. При первом же знакомстве ирландцы пытались закидать Патрикия камнями. Однако какое-то время спустя проповедь святого обратила ко Христу сердце одного из местных вождей. Он пожертвовал просторный амбар для устройства в нем первого храма.

Накануне Пасхи святой отправился в ставку верховного короля Лоэгайре, которому подчинялись все прочие вожди. Король узнал об этом и решил убить святого. Посланные им убийцы стали свидетелями небывалого чуда: едва они появились перед Патрикием и его восемью беззащитными спутниками, как святой муж воззвал к Небесам, и вместо людей убийцы увидели проходящих мимо оленей. Гимн святого Патрикия — «Песнь оленя» — сохранился до наших дней.

Святой Патрикий предупредил короля, что тот лишится Божия благоволения, если будет упорствовать в язычестве и противиться проповеди Евангелия. Друиды — местные жрецы, оказались бессильными против истинных чудес, которые на глазах у короля совершал святой Патрикий силою Святого Духа. Итогом поединка с друидами стало крещение короля Лоэгайре со всем его домом.