Статьи

Не то с носом, не то с томосом. С чем же останутся раскольники в Украине?

Максим Рычков

Одной из многих идиом, которой обогатила нашу речь античная история, стала «пиррова победа». Царь Пирр в III веке до нашей эры правил Эпиром— государством на нынешнем стыке территорий Греции и Албании.  После номинально выигранной очередной битвы с римлянами он, ужаснувшись понесенным потерям, воскликнул: «Если мы одержим еще одну такую победу, то окончательно погибнем».

Ни Эпира, ни Римской империи уже давно не сыскать на карте мира. Но вот «пирровы победы» никуда не делись: одну из них в начале наступившего года одержал нынешний президент Украины Петр Порошенко, заполучив-таки томос об автокефалии «Православной церкви в Украине».

Декларация зависимости

Почему эту победу можно смело назвать «пирровой»?  

Пресловутый томос глава украинского государства с неподдельной страстью добивался от Вселенского Патриархата в течение нескольких месяцев. Добивался вместе со лжеиерархами из разных раскольнических псевдоцерквей в своей стране, которых еле-еле удалось свести в ту самую «ПЦУ» — «Православную церковь в Украине». Добивался, не взирая даже на то, что не только Русская Православная Церковь, но и всё мировое Православие (за исключением, конечно, покровителей из Стамбула) эти потуги систематически осуждало.

И вот, 5 января Константинопольский Патриарх Варфоломей (ранее проигнорировавший учредительный «объединительный собор» раскольников в Киеве) всё-таки подписывает вожделенный документ. Даже при не самом подробном изучении выясняется: как и предрекали ранее многие, томос для «ПЦУ» оказывается оберткой без конфеты.

Псевдоцерковное новообразование на украинских землях оказывается жестко привязанным к Константинополю: без права на учреждение приходов за рубежом, без права на самостоятельное решение канонических и догматических вопросов, без права на самостоятельное решение внутренних споров. Зато вот у Вселенского Патриархата, согласно томосу, есть целый набор рычагов влияния на «новорожденного» антиканонического уродца; восточные архиереи смогут не только судить украинских лжеиерархов и лжепастырей, но и учреждать в Украине собственные ставропигии (?) и даже целые экзархаты (!). Даже миро «ПЦУ» будет обязано получать исключительно в Стамбуле.

Очевидно: «автокефалия» «ПЦУ» не только ничтожна с точки зрения церковных канонов, но и является пустышкой по своей сути. Степень свободы формально «незалежных» раскольников, не идет ни в какое сравнение с тем самоуправлением, которым пользуется каноническая Украинская Православная Церковь Московского Патриархата.

Апостольские правила и раскольнические ляпы

Общий дух хлестаковщины, неразрывно сопряженный с деятельностью «церковных самостийников» и их стамбульских старших братьев, по всем законам драматургии просто не мог обойти стороной подписание томоса.

Желая хоть как-то обосновать фактическое оправдание раскола, константинопольские иерархи не придумали ничего лучше, чем сослаться в тексте «исторического документа» на XVII правило IV Вселенского Собора. Оно позволяет Вселенскому Патриарху выступать арбитром при решении территориальных споров — правда, только между непосредственно подчиненными ему архиереями, а никак не лжепастырями с чужой канонической территории.  

Но, как говорят в народе, Бог шельму метит: составлявшие документ допустили грубейший ляп, сославшись не на XVII, а на XVI правило («Деве, посвятившей себя Господу Богу, как и монашествующим, не позволяется вступать в брак…»), отчего содержание томоса приобрело откровенно трагикомический характер. Оплошность заметили уже только в Киеве, что само по себе говорит об отношении сторон к сугубо церковно-канонической стороне вопроса. Многострадальный томос пришлось везти обратно в Стамбул, исправлять и заново отдавать на подпись восточным архиереям.

Константинопольский Патриархат, как мы видим, до сих пор не оставил потуг «натянуть» на свою украинскую авантюру «одежды» правил Вселенских соборов — одежды, явно для «ПЦУ» не годящиеся. Зато вот действия раскольников их стамбульских «сюзеренов» очевидно попадают под базовые церковные прещения.

«Как быть с 30-м Правилом Святых Апостолов, по которому „Если какой-нибудь епископ, употребив мирских начальников, чрез них получит епископскую власть в Церкви, то да будет он извержен и отлучен, а также все сообщающиеся с ним“? Тут два варианта: либо „митрополит Епифаний“ („предстоятель“ самозванной ПЦУ, — М.Р.) не „получил епископскую власть“, либо Петр Порошенко „не светский начальник“. Третий вариант, по апостольскому мнению — отлучение», — справедливо напоминает украинский публицист Марьян Сидорив.

Президент с писаным томосом

Главный же архитектор украинского церковного раскола президент Петр Порошенко, по-видимому, остался довольным свалившимся в его руки «плодом» — пусть и перезревшим, если не совсем подгнившим. Безрадостная и затянувшаяся эпопея «пляски вокруг томоса» уже давно должна была научить его делать хорошую мину при плохой игре.

Иронично только то, что Порошенко назвал «настоящим чудом» получение документа на январской церемонии в Стамбуле — будто сам всеми правдами и неправдами не устраивал это «чудо» в течение нескольких месяцев. Хотя, возможно, Петр Алексеевич и не верил в душе, что начинание увенчается успехом; его завершающийся президентский срок, мягко говоря, небогат на победы на разных поприщах.

Вслед за «пляской вокруг томоса» начался танец новый: уже с самим документом в руках. Порошенко сначала повозил его, словно заморскую диковинку, по разным регионам Украины, а потом решил похвастаться за рубежом: сперва на международном экономическом форуме в швейцарском Давосе, а затем — перед Иерусалимским Патриархом Феофилом.

 В Давосе, на фоне переговоров о вопросах мировой экономики, порошенковское бахвальство добытой «автокефалией» выглядело откровенно жалко. А Патриарх Феофил, в отличие от воротил международной политики и бизнеса, соблюдать политес не стал и украинского гостя вообще принимать отказался. Порошенко решил привести на встречу друзей-раскольнических иерархов, чему Его Блаженство изначально был принципиально против.

***

В начале последнего месяца зимы состоятся два знаковых (каждое — по-своему) события. В Москве 1 февраля будут праздновать 10-летие Предстоятельства Святейшего Патриарха Кирилла. А спустя пару дней в Киеве проведут «интронизацию» «митрополита» Епифания Думенко. На первое событие съедутся не только сотни архипастырей и клириков собственно Русской Церкви, но и Первоиерархи вместе с представителями сразу нескольких других Поместных Церквей. «Предстоятель» же «ПЦУ», с большой вероятностью, встретит долгожданный праздник в привычном узком кругу собратьев-раскольников, стамбульских сюзеренов да старого друга Порошенко.

Многие расчеты раскольников оказались ложными. Так и не последовало анонсированного ими бегства архипастырей и священства из лона канонической Церкви; переход каждого из горстки ренегатов был выстраданным после долгих уговоров и торгов. Отчаянно сопротивляются попыткам захвата своих храмов простые верующие украинцы. Новую «церковь» демонстративно игнорирует весь православный мир. А главный ее прихожанин — Петр Порошенко — пока весьма далек от хоть какой-то уверенности в переизбрании грядущей весной.

Украинские лжеиерархи из «ПЦУ» продолжают оставаться «генералами без армии», притом с весьма туманными перспективами, — и даже вожделенный томос их ничуть не проясняет.