Статьи

Православная неделя с 31 декабря по 6 января: Рождественский сочельник, преподобный Илия Муромец, праведный Иоанн Кронштадатский и святитель Петр Московский

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 31 декабря 2018 — 6 января 2019 года — седмица 32-я по Пятидесятнице.

1 января (19 декабря по ст.ст.). День памяти преподобного Илии Муромца, Печерского (1188)

Доподлинно известно, что преподобный происходил из города был ро­дом из Му­ро­ма. Во взрослом возрасте он под­ви­зал­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли, где отошел ко Господу око­ло 1188 г.

 По преданию, когда мощи святого были обретены, то монахи обнаружили: Илия пребывал в мо­лит­вен­ном по­ло­же­нии, сло­жив пер­сты пра­вой ру­ки так, как при­ня­то и те­перь в Пра­во­слав­ной Церк­ви – три пер­вые пер­ста вме­сте, а два по­след­ние при­гнув к ла­до­ни. В пе­ри­од борь­бы со ста­ро­об­ряд­че­ским рас­ко­лом этот факт из жи­тия свя­то­го слу­жил силь­ным до­ка­за­тель­ством в поль­зу трех­перст­но­го сло­же­ния.

Неко­то­рые из ис­то­ри­ков счи­та­ют, что пре­по­доб­ный Илия и бы­лин­ный бо­га­тырь Илия Му­ро­мец – од­но и то же ли­цо, однако, окончательно эта гипотеза пока еще не доказана.

2 января (20 декабря по ст.ст.). День памяти праведного Иоанна Кронштадского, чудотворца (1908).

Вся земная жизнь этого священника являлась ярким примером того, как человек может противостоять тому шаблону, который сформировался в обществе. Праведный Иоанн (1829–1908) показал, как христианин может без внешних протестов и бунтов активно восставать против привычного, но греховного порядка вещей.

В молодости святой мечтал стать миссионером и уехать проповедовать среди народов Сибири и Дальнего Востока. Однако его благословили служить в предместье Санкт-Петербурга Кронштадте. При первом же знакомстве с своей паствой отец Иоанн увидел, что здесь ему предстоит не меньше трудов, нежели в далеких языческих странах.

Безверие, иноверие и сектантство, не говоря уже о полном религиозном индифферентизме, процветали тут. Кронштадт был местом административной высылки из столицы разных порочных людей. Кроме того, там много было чернорабочих, живших в жалких условиях.

Вот на этих-то, казалось, нравственно погибших людей, презираемых всеми, и обратил свое внимание исполненный духа подлинной Христовой любви великий пастырь. Ежедневно стал он бывать в их убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог.

Эти кронштадтские «босяки», которых о. Иоанн силою своей сострадательной пастырской любви опять делал людьми, возвращая им утраченный ими было человеческий образ, первыми «открыли» святость о. Иоанна. И это «открытие» очень быстро восприняла затем вся верующая народная Россия.

Для общецерковного почитания Иоанна Кронштадтского канонизируют в 1990 году.

3 января (21 декабря по ст.ст.). День памяти святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси (1326)

Этому святому довелось нести архипастырское служение в нелегкое время татаро-монгольского ига на Руси.

Много трудностей испытал владыка Петр в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под иноземным игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

Святой прославился многими трудами во благо Церкви; именно он перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Святитель Петр пророчески предсказал будущее возвышение города как столицы всей России и освобождение русских земель от татарского ига. По его же благословению в Московском Кремле в августе 1326 года заложили знаменитый собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.

6 января (24 декабря по ст.ст.). Навечерие Рождества Христова — Рождественский сочельник

Само слово «Сочельник» происходит, как полагают, от сочива (колива) — вареных зерен риса или пшеницы. Вкушать его положено в канун праздника только после Литургии, которая соединяется с вечерней. Часть верующих после этого предпочитает воздерживаться от еды до первой вечерней звезды: эта традиция связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом она не предписана.

Однако все православные в этот день по-особенному готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.