Статьи

Православная неделя с 20 по 26 августа 2018 года: Апостол Матфий, преподобный Зосима Соловецкий и Минская икона Божией Матери

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 20–26 августа в 2018 году — двенадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

21 августа. День памяти преподобного Зосимы Соловецкого, игумена.

 

Преподобный игумен Зосима, благоустроитель Соловецкой обители, происходил из села Толвуя Новгородской епархии. Родители его воспитали своего сына в благочестии и добрых нравах. Отрок читал Священное Писание и духовные книги. Он стремился к монашеской жизни и хотел посвятить себя служению Богу, поэтому еще в юности поселился в пустынном месте, вдали от родительского дома. Вскоре он принял иноческий постриг в одном из северных монастырей.

В Поморье отшельник познакомился с иноком Германом, который рассказал юному Зосиме о пустынном и суровом Соловецком острове, где он несколько лет прожил вместе с преподобным Савватием. В это время скончались родители преподобного Зосимы. Похоронив их и раздав имущество бедным, он вместе с преподобным Германом отправился на Соловки.

В 1436 году иноки поселились на Большом Соловецком острове у моря, недалеко от места, где ныне расположена обитель. Однажды преподобный Зосима увидел необыкновенный свет и на востоке прекрасную церковь высоко над землей. Это чудесное знамение стало для иноков благословением Божиим основать монастырь. Подвижники начали заготавливать лес и приступили к строительству, поставили кельи и ограду.

Преподобный Герман вернулся на остров с материка, куда он отплыл для обеспечения зимовки с рыбаком Марком, который вскоре принял монашеский постриг. Другие жители Поморья также стали приходить в обитель.

Иноки, видя умножение числа братии, построили деревянную церковь Преображения Господня с приделом святителя Николая. Тогда соловецкие иноки на общем совете решили избрать игумена из своей братии. Они просили архиерея благословить на игуменство наставника их преподобного Зосиму. Архиепископ согласился с просьбой иноков и вызвал к себе отца Зосиму для рукоположения во священника и поставления в игумена.

По мере умножения братии в монастыре был построен новый храм в честь Успения Божией Матери. В монастырь перенесли святые мощи соловецкого первоначальника преподобного Савватия и положили за алтарем храма в деревянной часовне.

Прошло несколько десятилетий игуменства преподобного Зосимы. Когда приблизилось время его кончины, он созвал братию и поставил игуменом благочестивого инока Арсения. Сказав прощальное слово, подвижник отошел ко Господу 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем деревянной церкви Преображения Господня.

В 1547 году преподобные Зосима и Савватий канонизированы Церковным Собором.

В настоящее время святые мощи основателей обители преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев покоятся в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

22 августа. День памяти апостола Матфия

Святой апостол Матфий родился в Вифлееме, происходил из колена Иудина; с раннего детства он изучал Закон Божий по Священным Книгам под руководством святого Симеона Богоприимца.

Когда Господь Иисус Христос явил Себя миру, святой Матфий уверовал в Него как в Мессию, неотступно следовал за Ним и был избран в число 70 учеников, которых Господь «посылал по два пред лицем Своим» (Лк. 10, 1).

По Вознесении Спасителя апостол Матфий был избран по жребию в число 12 апостолов вместо отпадшего Иуды Искариотского . После Сошествия Святого Духа апостол Матфий проповедовал Евангелие в Иерусалиме и в Иудее вместе с прочими апостолами. Из Иерусалима с апостолами Петром и Андреем ходил в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе. Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден апостолом Андреем Первозванным.

После этого апостол Матфий путешествовал в Амасию, город на берегу Понта. Во время 3-го путешествия апостола Андрея святой Матфий был с ним в Едессе и Севастии. По церковному преданию, он был с проповедью в Эфиопии Понтийской (нынешняя Западная Грузия), Македонии, многократно подвергаясь смертельной опасности, но Господь сохранял его живым для дальнейшей проповеди Евангелия.

Апостол Матфий вернулся в Иудею и не переставал просвещать своих соотечественников светом учения Христова. Он творил великие чудеса Именем Господа Иисуса и обратил очень многих к вере во Христа. Иудейский первосвященник Анан, ненавидевший Христа, давший ранее повеление сбросить с высоты храма апостола Иакова, брата Господня, приказал взять апостола Матфия и представить на суд синедриона в Иерусалиме. Нечестивый Анан произнес речь, в которой кощунственно хулил Господа. В ответ апостол Матфий показал на пророчествах Ветхого Завета, что Иисус Христос — Истинный Бог, Мессия, обещанный Богом Израилю, Сын Божий, Единосущный и Совечный Богу Отцу. После этих слов апостол Матфий был осужден синедрионом на смерть и побит камнями.

Когда святой Матфий был уже мертв, иудеи, скрывая преступление, отсекли ему голову как противнику кесаря. (По некоторым источникам, апостола Матфия распяли на кресте. Некоторые указывают, что он скончался в Колхиде). Смерть за Христа и венец мученика апостол Матфий воспринял около 63 года.

26 августа. Празднование Минской иконе Божией Матери (1500)

Согласно преданию, эта икона Богоматери написана святым апостолом и евангелистом Лукой. Существует предположение, что в русскую землю чудотворный образ был привезён святым равноапостольным князем Владимиром из Корсуни (Херсонеса). Около пятисот лет икона была одной из главных святынь православного Киева.

В 1482 году крымский хан Махмет Гирей, захватив город, «ограбил его и выжег, взяв множество пленных». Один из татар содрал с древней иконы Божией Матери богато украшенную ризу, а саму её бросил в воды Днепра.

И вот 13 августа 1500 года жители Минска увидели необычный свет, исходящий из реки Свислочь напротив древнего замка минских удельных князей. Подплыв на лодке к источнику света, горожане увидели Минскую икону Божией Матери. Образ подняли из воды и торжественно перенесли в замковую церковь. Так город обрёл свою святыню, получившую название Минская икона Пресвятой Богородицы.

В 1616 году, во время распространения унии (слияния православного и католического вероисповеданий), икона попала к униатам и находилась в их руках вплоть до конца XVIII столетия — времени, когда Минск вошёл в состав Российской империи. Свято-Духов храм, в котором хранилась древняя святыня, был передан православным и превращён в кафедральный собор. Так Минская икона Богородицы возвратилась к православным.

В 1852 году за счёт средств нескольких благотворительных особ из Минска и Санкт-Петербурга для Минской иконы Пресвятой Богородицы была изготовлена новая серебряная вызолоченная риза, украшенная различными драгоценностями. Эту ризу и решили конфисковать большевики весной 1922 года во время кампании по изъятию церковных ценностей. Прихожане кафедрального собора пытались сохранить ризу и выплатили за неё равную по стоимости сумму золотом и драгоценностями, но власти, охотно приняв этот сбор, через несколько дней изъяли и ризу.

Летом 1936 года власти конфисковали и саму икону Божией Матери, которая пролежала в запасниках краеведческого музея до начала Великой Отечественной войны. В 1941 году, после отступления Красной Армии, благочестивая православная жительница Минска Варвара Васильевна Слабко выпросила у немецких оккупационных властей чудотворный образ. В 1945 году Минская икона Божией Матери была перенесена в Свято-Духов кафедральный собор, где свято сберегается и доныне.