Статьи

Православная неделя с 11 по 17 июня 2018 года: Собор святых Красноярской митрополии, cвятитель Лука, Иоанн Кронштадтский и Киево-Братская икона Божией Матери

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 11-17 июня  в 2018 году — третья седмица (неделя) по Пятидесятнице.

11 июня. Собор святых Красноярской митрополии и прославление святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Собор святых Красноярской митрополии — соборное празднование памяти святых и подвижников благочестия, в земле Красноярской просиявших. Днем празднования Собора святых Красноярской митрополии установлено 11 июня (29 мая по церковному календарю). Собор учрежден по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в преддверии 155-летия Красноярской (Енисейской) епархии в 2015 году.

С ходатайством об установлении Собора Красноярских святых к Предстоятелю Русской Православной Церкви обратился Глава Красноярской митрополии Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон. Этому обращению предшествовало заседание Архиерейского совета митрополии, в который входят управляющие Красноярской, Канской, Енисейской и Норильской епархиями.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в состав Собора святых Красноярской митрополии в настоящее время включены, в соответствии с определениями Священного Синода от 26 июля 2010 г. и 23 октября 2014 г., шестнадцать почитаемых на Приенисейской земле и канонизированных в установленном порядке подвижников, основным местом подвига, либо погребения которых являются входящие в митрополию епархии.

История Православия на Енисее насчитывает более чем 400 лет, здесь прославились благочестивыми деяниями, приняли мученический и исповеднический подвиг за Христа многие почитаемые Церковью святые. В составе Собора святых Красноярской митрополии — первый сибирский святой, мученик Василий Мангазейский († 1600), мощи которого пребывают в Свято-Троицком монастыре Туруханска, и праведный старец Даниил Ачинский († 1843), подвизавшийся в селе Зерцалы под Ачинском и принявший кончину в Енисейске.

В состав Собора включены и святители, возглавлявшие Красноярскую епархию и принявшие на этой земле страдания за веру в годы антирелигиозных гонений XX века. Безусловно, один из наиболее известных и почитаемых святых Красноярской митрополии — священноисповедник Лука, архиепископ Симферопольский († 1961) дважды в ХХ в. отбывавший ссылку на территории края (в 1923–1926 и в 1940–1943 гг.), а с декабря 1942 до января 1944 гг. бывший архиепископом Красноярским и Енисейским и возрождавший церковную жизнь на Енисее в годы войны. Подробнее с историей жизненного пути святителя и выдающегося хирурга можно ознакомиться по ссылке. С историей Православия на Енисее в ХХ в. связано житие священномученика Амфилохия (Скворцова, † 1937), в 1925–1926 гг. бывшего епископом Красноярским и Енисейским и принявшего мученическую кончину за веру в 1937 г. в лагерях под Мариинском.

На берегах Енисея подвижнически служили погибшие за веру во Христа во время Гражданской войны и в последующие годы пастыри, прославленные в 2000-м и последующие годы как новомученики Церкви Русской. В составе Собора святых Красноярской митрополии — священномученики: протоиерей Евфимий Горячев († 1937); иереи Александр Поливанов († 1919); Амос Иванов († 1919); Владимир Фокин († 1919); Димитрий Неровецкий († 1919); Михаил Вологодский († 1920); Михаил Каргополов († 1919); Порфирий Фелонин († 1919); Стефан Семенченко († 1919); Трофим Кузнецов († 1919). В состав Собора включены миряне — подвижники веры, в атеистические времена принявшие мученическую кончину в северных лагерях Красноярского края: мученики Петр Игнатов († 1941) и Стефан Наливайко († 1945).

14 июня. Прославление святого праведного Иоанна Кронштадтского

Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года в семье причетника Илии Михайловича и Феодоры Власиевны Сергиевых в селе Сура Архангельской губернии. Дед и другие предки в роду его отца были священниками на протяжении примерно 350 лет.

Школьные дела у юного Иоанна, слабого здоровьем, шли плохо. Он много молился о даровании ему разума к постижению учения, и Господь услышал его молитву. После приходского училища он окончил Архангельскую Духовную семинарию первым по успеваемости и Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

Женился на дочери протоиерея Константина Несвитского Елизавете. Супруги приняли на себя подвиг девства.

После рукоположения молодой священник был назначен в собор апостола Андрея Первозванного в Кронштадте. Пастырский долг отец Иоанн видел в непрестанной молитве, в духовно-нравственном врачевании людей, облегчении участи нищих, бездомных, сирот. Его благотворительность и бескорыстие были безграничны. «У меня своих денег нет, — говорил отец Иоанн. — Мне жертвуют, и я жертвую…». Им были основаны «Дом трудолюбия» с детской библиотекой, бесплатной начальной школой и мастерскими, ночлежный и странноприимный дома, монастыри и храмы в разных епархиях.

Истинной здравницей скорбящих душ отец Иоанн считал храм Христов, а самым действенным средством исцеления — Божественную литургию. К нему на исповеди, длившиеся иногда по 12 часов, приходило до 6 тысяч человек. Отец Иоанн совершал Литургию почти каждый день. Ревность о Боге и людях Божиих стяжала ему дар дерзновенной молитвы и исцеления. Имя отца Иоанна было широко известно: со всей России, из Европы, Индии, Америки ему присылали тысячи писем и телеграмм с просьбами о молитве. Святитель Феофан Затворник († 1894) писал: «Отец Иоанн Кронштадтский — Божий человек. Молитва его доходит к Богу по великой вере его».

Полное собрание сочинений (изд. до 1917 г.) включает его письма, дневниковые записи («Моя жизнь во Христе»), размышления о пути к Богу, наставления о покаянии, проповеди.

9 декабря 1908 года отец Иоанн совершил последнюю Литургию, а утром 20 декабря тихо предал свой дух Богу. Похоронен в нижнем храме основанного им в декабре 1902 года Иоанновского женского монастыря на реке Карповке в Петербурге. Прославлен святой праведный Иоанн Кронштадтский Собором 1990 года.

15 июня. Празднование Киево-Братской иконе Божией Матери

Чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери была явлена в 1654 году и первоначально была местной в Борисоглебской церкви города Вышгорода (Киевского).

В 1662 году, во время войны с Польшей (1659–1667 гг.), городу был нанесен большой ущерб со стороны воевавших против России в союзе с поляками крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган неприятелем. Но Промыслом Божиим чудотворная икона Божией Матери была сохранена, ее своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла святую икону к берегу Подола в Киеве, где она была с великой радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь, от названия которого и получила свое наименование. Там святой образ пребывал в течение долгого времени. В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, произведенной в 1807 году, приводится описание чудотворной иконы.

Существовала «Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Богоматери», составленная вскоре после 1692 года.

Празднования Киево-Братской иконе Божией Матери совершаются трижды в году: 6 сентября, 10 мая и 2 июня. Все они посвящены чудесному явлению святой иконы в 1654 году.

К сожалению, первообраз иконы не сохранился. Список с чудотворного образа «мера в меру» пребывает в Киевском монастыре Покрова Божией Матери.