Рождественские чтения, События

Пленарное заседание Чтений: история войны в жизни народа и Церкви, патриотическое воспитание в школе и за её пределами

15 января, после церемонии торжественного открытия XX Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники» прошло пленарное заседание.

Вниманию гостей и участников Чтений были представлены четыре выступления. Первый доклад — на тему «Возможности архивных учреждений Красноярского края в патриотическом воспитании граждан и изучении истории» — представила Ольга Сордия, начальник отдела формирования архивных фондов и организации информационных услуг Архивного агентства Красноярского края.

В первую очередь, Ольга Робертовна подчеркнула, что деятельность по патриотическому воспитанию является одной из приоритетных для архивных учреждений, и обозначила направления и формы этой деятельности.

Одна из наиболее традиционных и распространенных форм — выставка архивных документов, позволяющая привлечь внимание широкой общественности к хранящимся в архиве документам, самостоятельной архивной работе и исследовательской тематике выставки. Для школ традиционной формой работы с архивом является проведение архивного урока, на котором учащиеся знакомятся не только с конкретными документами, но и системой хранения, устройством фондов.

— Но рост доступности и востребованности историко-документального наследия страны диктует необходимость расширения масштабов и трансформации форм и способов использования архивных документов в деятельности архивов, — замечает Ольга Сордия. Такой новой формой, в частности, стало проведение исторических реконструкций школьниками на основе архивных документов.

Архивные учреждения становятся участниками и соорганизаторами самых разных проектов культурно-просветительской и патриотической направленности, таких как Российский патриотический фестиваль, проект «Лето в Красноярске»

— Участие в подготовке и проведении подобного рода культурно-патриотических мероприятий в будущем станет традиционным и позволит не только расширить знания красноярцев о прошлом своего края, но и подчеркнуть роль архива и значимость архивной деятельности в современном обществе, — говорит Ольга Робертовна

Одним из наиболее массовых и востребованных источников информации является интернет-сайт Архивного агентства Красноярского края, где представлены статьи, виртуальные выставки, документальные фильмы. Доступные на сайте ресурсы широко и разносторонне освещают историю Енисейской Сибири и могут применяться как в собственной исследовательской деятельности школьников, так и при подготовке и проведении уроков. «Огромный потенциал в патриотическом воспитании граждан и изучении истории имеет сайт Федерального архивного агентства Российской Федерации», — обращает внимание Ольга Сордия.

В завершении доклада Ольга Робертовна обозначила приоритетные направления работы архивов на 2020 год, среди которых организация и участие в проведении мероприятий, посвященных 75-летию Победы, и информационная поддержка других мероприятий, связанных с памятными датами отечественной истории.

Пленарное заседание продолжилось докладом «Возрождение церковной жизни на территории Красноярского края в годы Великой Отечественной войны», представленным Геннадием Малашиным, руководителем Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии, ответственным секретарём Комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию Красноярской епархии.

В своём докладе Геннадий Викторович обозначил основные особенности и этапы процесса возрождения церковной жизни в Приенисейской Сибири в годы войны и познакомил участников Чтений с некоторыми вновь установленными в последние десять лет историческими фактами.

К началу войны в Красноярской епархии были закрыты все храмы, большая часть бывших штатных клириков были арестованы и расстреляны, оставшиеся содержались в заключении, не было легитимного архиерея. Однако потребность в вере сохранялась, а начавшаяся война усилила этот фактор. С другой стороны, поддержанию религиозной жизни в крае способствовало пребывание на территории края ссыльных церковнослужителей, в том числе монашествующих, архиереев. Один из таких ссыльных и возглавил церковное возрождение в регионе — святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

— Особо следует отметить духовное влияние святителя Луки на людей, порой не очень близких до того к вере и к Церкви. Это не только медики, раненые, прихожане, но и известные в будущем деятели культуры. Так, о незабываемых встречах с владыкой Лукой свидетельствовали писатели Анатолий Чмыхало и Алексей Черкасов, профессор Екатерина Иофель и другие красноярцы, — сказал Геннадий Викторович.

Затем Геннадий Малашин выделил следующие этапы возрождения Православной Церкви в Красноярском крае:

1) июль-сентябрь 1941: трансформация жизни края под нужды фронта, сворачивание деятельности атеистических структур;

2) осень 1941 — весна 1942: интенсивная деятельность архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), в это же время меняется отношение к религии в целом в стране;

3) весна-декабрь 1942: изменение отношения власти Красноярского края к «церковникам», становление владыки Луки как лидера церковного возрождения в регионе;

4) 1943 — январь 1944: восстановление церковной жизни в Красноярском крае и открытие первого храма в Красноярске;

5) февраль 1944 — 1945: продолжение патриотического служения Церкви после отъезда из Красноярского края святителя Луки, постепенное открытие храмов, собирание икон, колоколов, богослужебной утвари, формирование штатного состава священно- и церковнослужителей, выстраивание Красноярским благочинием отношений с новым светским надзорным органом в лице уполномоченного по делам Русской Православной Церкви по Красноярскому краю.

Именно в этот, последний период было принято большинство решений об открытии церквей в Красноярском крае, — указывает Геннадий Малашин. — Однако на деле открывались только те из них, в которые мог быть назначен настоятель. К 1 января 1946 года были приняты решения об открытии 13 церквей в крае, но реально действовали только 7.

— При всем деятельном сопротивлении возобновлению церковной жизни со стороны силовых структур и продолжении репрессивной политики, именно в годы войны не только простые граждане, но порой даже и должностные лица своими действиями показывали уважение к Церкви как авторитетной для них структуре, к некой неформальной, но значимой для народа «тайной власти», — отметил в завершающей части доклада председатель епархиальной Комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию.

Следом слово было предоставлено Анне Толмачевой, кандидату исторических наук, доценту кафедры отечественной истории Исторического факультета Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Тема доклада: «Пути формирования образа Великой Отечественной войны у современных школьников».

Анна Валерьевна в первую очередь обозначила основные пути формирования образа Великой Отечественной войны: школа, система патриотического воспитания и информационная среда, в которой постоянно находятся школьники.

Работа в школе определяется историко-культурным стандартом, который обозначает не только содержание, но и трактовки. Стандарт антропоцентричен, показывает исторические события с позиции человека в истории, его чувств. С другой стороны, стандарт на сегодняшний день избыточен, содержит очень большое количество дат, событий и имен, из чего вытекает и вторая сложность — недостаток времени на изучение истории Великой Отечественной войны в школе.

Система патриотического воспитания должна была восполнить недостаток времени и однообразие форм урочного преподавания истории Великой Отечественной войны, говорит Анна Толмачева. Однако сегодня в этой сфере идет своего рода погоня за новыми формами, многие из которых по характеру просто не подходят для разговора о войне; с другой стороны, погоня за количеством патриотических мероприятий приводит к снижению их качества.

Разнообразие информационной среды, как по характеру, так и по качеству, требует формирования критического мышления у школьника, одного из важнейших навыков сегодняшней действительности, — отмечает Анна Валерьевна.

Частью информационной среды являются художественные фильмы, и визуальное восприятие имеет большое значение в восприятии Великой Отечественной войны. За прошедшие годы подход к фильмам о войне неоднократно менялся — война показывалась и через жизнь простых людей, создавались и монументальные киноленты, отображавшие войну во всем её многообразии; но современный кинематограф характеризуется стандартным героическим сюжетом, излишней натуралистичностью с обилием насилия и сексуального подтекста, спецэффектов, затмевающих собой сюжет, — сетует Анна Толмачева.

Эффективные способы формирования представления о Великой Отечественной войне не изменились, — говорит Анна Валерьевна, — но нужно делать акцент на ценности. Исследовательские работы школьников. Необходимо учиться и учить критически оценивать информационную среду и включать ее в свою повседневную учительскую практику, учить детей критически работать с источниками. Деятельность по патриотическому воспитанию должна быть более спокойной, и стоит рассказывать историю войны через личное, через историю своих предков-ветеранов. Не только смотреть фильмы, но обсуждать, искать смыслы и уроки. И тогда удастся сформировать осознанный и объективный образ Великой Отечественной войны у современного поколения, а это позволит сохранить историческую память.

 

Завершилось пленарное заседание XX Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений докладом Виталия Богомазюка, заместителя начальника Управления общественных связей Губернатора Красноярского края — советника руководителя Администрации Губернатора Красноярского края на тему: «Год памяти и славы: ключевые понятия исторической памяти».

Виталий Иванович в своём докладе напомнил о планах нацистов по уничтожению СССР не только в военном, но и в культурном, национальном плане, о военных преступлениях на территории СССР, геноциде; как и о том, что Красная армия не несла возмездия и не воевала с народами других стран, что строго пресекалось приказами по армии.

Советник руководителя Администрации Губернатора подчеркнул, что ответственность за развязывание войны лежит на Германии: СССР не был в ней заинтересован, не был готов и не стремился к присоединению каких бы то ни было территорий, что подтверждается документально.

Основным фронтом Второй мировой войны стал именно Восточный фронт, здесь наибольшие потери понес противник, и здесь же понесла свои потери Красная армия — превышающие потери общие потери и нацистских захватчиков, и союзников вместе взятых. Именно личный подвиг, мужество, сплоченность и каждодневный труд на фронте и в тылу стали источником Победы, — отметил в завершающей части доклада Виталий Богомазюк.