Новости

О св. Трифоне, любви и о «Валентиновом дне»


А вот день 14 февраля традиционно вызывает многочисленные вопросы, попадающие в соответствующие рубрики на православных сайтах, и жаркие споры в обществе. Подробности дискуссий, посвященных «Валентиновому дню», можно найти в Интернете (некоторые ссылки мы приводим далее). Говорят о трех аспектах т.н. «дня всех влюбленных» — собственно религиозном, культурном и нравственно-духовном (хотя отделить эти аспекты друг от друга невозможно).

А БЫЛ ЛИ «ВАЛЕНТИН – ПОКРОВИТЕЛЬ ВЛЮБЛЕННЫХ»?

Итак, аспект религиозный. Кажется, уже ни один из серьезных источников не оспаривает одну очень важную вещь. То, что «мученик св. Валентин является покровителем влюбленных» – всего лишь сложившаяся в Западной Европе светская легенда, имеющая своими корнями сугубо мирские источники. Например, в прошлогодней статье диакона Андрея Кураева в газете «Известия», вызвавшей достаточно разноречивую реакцию, отмечается: «…о том, что св. Валентин якобы тайно венчал влюбленных. Это уж точно не более чем легенда: во времена св. Валентина просто еще не существовало особого обряда церковного венчания брака» (http://main.izvestia.ru/community/13-02-04/article44255).

Это имеющее многовековые корни заблуждение никак не подтверждается ни официальной Римо-католической церковью, в календаре которой на 14 февраля значатся среди других имен и имена двух мучеников по имени Валентин, ни, тем более, Русской Православной Церковью, 14 февраля память святого Валентина не отмечающей.

Православные верующие чтят несколько святых с таким именем. Среди них –двое мучеников, с житием которых светские СМИ и пытаются связать происхождение праздника: священномученика Валентина пресвитера Римлянина, принявшего мученический венец за проповедь о Боге в 269 году (день памяти в православных святцах приходится на 6 /19 июля, http://www.days.ru/Life/life4166.htm) и священномученика Валентина (Уалентина), врачевателя и епископа Италийского (Интерамнийского), казненного в III веке и оплаканного его, впоследствии также казненными, учениками (память 30 июля/ 12 августа, http://www.days.ru/Life/life6472.htm ).

САМИ КАТОЛИКИ ГОВОРЯТ…

В католических же приходах день 14 февраля отмечается прежде всего как «праздник святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы» (http://www.catholic.ru/kalend/index.html). Как свидетельствуют представители католической конфессии, приходящаяся у них на 14 февраля память святого Валентина «не является для католиков обязательным праздником» и, более того, «…его гибель с любовью в этом смысле никак не связана». И вообще, замечает Председатель Конференции католических епископов России митрополит Тадеуш Кондрусевич, «…любовные письма – это языческий обычай. К 15 февраля в Римской империи юноши рисовали образы своих любимых девушек в честь богини Юноны, покровительницы девушек». (http://www.religare.ru/monitoring1914.htm). (Ср.: Как известно, в древнем Риме на 15 февраля приходился праздник Луперкалий, в честь бога Фавна, покровителя стад (Луперк — одно из его прозвищ), который отмечался ежегодно 15 февраля. Это был праздник изобилия. За день до Луперкалий отмечался праздник римской богини брака, материнства и женщин Юноны и бога Пана. В этот день девушки писали любовные письма. Письма помещали в огромную урну, а затем мужчины тянули письма. Потом каждый мужчина начинал ухаживать за той девушкой, любовное письмо которой он вытащил. http://www.vb.kg/2002/02/14/den/2_print.html)

БЕЗУМНАЯ ОФЕЛИЯ И ДР. НА РОССИЙСКОМ «ПОЛЕ ЧУДЕС»

Гораздо менее определенно общество относится к культурологическому и нравственно-духовному аспектам «Валентинова дня». Традиция считать 14 февраля «днем влюбленных» в западно-европейской культурной традиции, действительно, закрепилась достаточно давно. Наиболее знаменитое упоминание известно еще по У.Шекспиру («Гамлет, принц датский», акт IV, сцена 5, монолог Офелии).

«С рассвета в Валентинов день

Я проберусь к дверям

И у окна согласье дам

Быть Валентиной вам»

(пер. Бориса Пастернака).

«Заутра Валентинов день,

И с утренним лучом

Я Валентиною твоей

Жду под твоим окном.

(пер.М.Лозинского)

Попытка механически перенести празднование «Дня влюбленных» 14 февраля на российскую почву встретила естественное сопротивление не только кругов церковных и около-церковных, но и интеллигенции. Происходит эта попытка на фоне резко возрастающих к 14 февраля доходов выпускающих целлулоидные сердечки и «валентинки» коммерческих фирм, происходит одновременно с другим рвущимся на российские просторы праздником, пресловутым Хэллоуином (Ср: «В ночь с 31 октября на 1 ноября отмечается Хэллоуин — праздник нечистой силы. Год от года Хеллоуин становится все более и более популярным в элитных московских и питерских клубах, а теперь есть возможность провести эту вечеринку в стенах таинственного дворца. Мужчины на Хеллоуин могут одеть женское платье с глубоким вырезом на спине, подчеркивая этим самым свою «сексуальность», а женщины — разрисовать свои скулы серыми тенями — «под покойничка» или наклеить усы «под гермофродита», http://www.holidays.elaginpark.spb.ru/hel.html).

ЕСТЬ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА?

В нашу задачу не входит сейчас комментарий содержания, которое вкладывают в адаптируемый к российской почве праздник его устроители во множестве городов и весей на многострадальном экспериментальном «поле чудес» страны. Отметим, что голоса церковных служителей – противников «пошлых целлулоидных сердечек» звучат в двух основных тональностях.

1. «В Европе прорвало культурную канализацию, а у нас все всплывает…»

«…это «праздник», который не может называться христианским. Не христианский он потому, что празднующий его прямо нарушает седьмую заповедь, — не прелюбодействуй». И дальше: «То, что этот день отмечает часть европейцев, ровным счетом ничего не значит. Мы стали забывать поговорку: что для немца хорошо, для русского — смерть!». (Священник Андрей Канев, руководитель отдела культуры Екатеринбургской епархии, http://www.nr2.ru/ekb/13_55407.html).

2. «Святой Валентин — наш православный святой»»

«14 февраля — это День влюбленных. Разве это плохо с точки зрения православия? Разве наша Церковь состоит только из монахов? Разве влюбленность не должна сопровождаться молитвой? Понимаю, что большинство из тех, кто празднует День святого Валентина, именно молиться-то Валентину и не помышляют… Но поскольку традиция эта в России еще только-только новорожденна, она изменчива и пластична. И Церковь могла бы оказать влияние на ее формирование не брюзжанием, а чем-то иным. Начать хотя бы с того, чтобы 14 февраля служить молебны св. мученику Валентину об умножении любви. Сказать, что в День святого Валентина храмы ждут тех, кто любит и желает быть любимым. Улыбнуться пришедшим. И помолиться вместе с ними» (Диакон Андрей Кураев, профессор Свято-Тихоновского Православного Богословского института, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ., http://main.izvestia.ru/community/13-02-04/article44255)

В качестве альтернативы «валентинову дню» называется чаще всего 8 июля, когда Православная Церковь празднует память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии. («Если уж принимать за образец супружескую любовь, если вводить праздник всех влюбленных на Руси, то не обратиться ли нам, россиянам, к истории любви муромских святых Петра и Февронии?» http://www.rusderjavnaya.ru/2003/02/a_030185.htm.: «8 июля православные христиане отмечают «День влюбленных». В роли покровителей супружеской любви и верности Русская Православная Церковь почитает муромских чудотворцев, живших в XII-XIII веках, — князя Петра и княгиню Февронию. — http://www.religio.ru/arch/08Jul2003/news/6187.html). Однако, предложение это вызывает и возражения, в которых есть свой резон. (Ср. реплику на одном из форумов: «День Петра и Февронии — это обычный православный праздник, и только очень недавно его стали выдвигать в качестве православной альтернативы дню святого Валентина. И зря, по-моему. Потому что всё равно никто не празднует день Петра и Февронии как день православных влюблённых. Стоит ли православным праздновать светские праздники — вопрос проблемный и зависит от многих обстоятельств. Но превращать православные праздники в дубликаты светских — не стоило бы» — http://beseda.org.ru/printthread.php?threadid=177&perpage=8&pagenumber=3).

В ЭТОТ ДЕНЬ О ЛЮБВИ ВОЗНЕСЕМ МОЛИТВЫ СВЯТОМУ ТРИФОНУ


Но сколь бы ни разноречивы были отзывы на тему «Валентинова дня», все православные источники сегодня, в этот день, сходятся в одном: любовь подлинная невозможна без следования заповедям, и помогает в такой любви молитва (ср.: http://www.baltwillinfo.com/mp3-03/mp-25p.htm), в том числе – и к святым, почитаемым в Русской Православной Церкви, к которым искони обращались русские люди. Среди них и – мученик Трифон, чья память празднуется как раз сегодня, 14 февраля (http://eparhia.sakha.ru/html/calendar/Life/life367.htm). Обращаться к нему за помощью советуют многие духовники, в их числе и архимандрит Иоанн Крестьянкин (см. например: http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/pisma/pisma21.htm, http://kazan.eparhia.ru/talks/ask/?ID=1325, http://www.spasi.ru/answer/0209.htm). «О счастливом браке нужно молиться Божией Матери, Ангелу-хранителю, мученику Трифону, благоверным князю Петру и княгине Февронии, бессребреникам и чудотворцам Косьме и Дамиану, просить молитв своего духовного отца» (Православная страница Николая Ардабьевского, http://www.spasi.ru/answer/0209.htm ).

Принявший свой мученический венец в юном возрасте, святой Трифон еще в детстве прославился чистой и непорочной жизнью. К нему обращаются верующие в самых тяжких и кажущихся неразрешимыми ситуациях. Влюбленные обращают к мученику молитву о своем семейном счастье.

Счастья Вам, любви и – помощи святого Трифона…

Молитва святому мученику Трифону


О святый мучениче Христов Трифоне, скорый помощниче и всем к тебе прибегающим и молящимся пред святым твоим образом скоропослушный предстателю! Услыши ныне и на всякий час моление нас, недостойных рабов твоих, почитающих святую память твою во всечестнем храме сем, и предстательствуй о нас пред Господем на всяком месте. Ты бо, угодниче Христов, в великих чудесех возсиявый, источаяй цельбы притекающим с верою и сущия в скорбех человеки заступаяй, сам обещался еси прежде исхода твоего от жития сего тленнаго молитися за ны ко Господу и испросил еси у Него дар сей: аще кто в какой-либо нужде, печали и болезни душевней или телесней призывати начнет святое имя твое, той да избавлен будет от всякого прилога злаго. И якоже ты иногда дщерь цареву, в Риме граде от диавола мучиму, исцелил еси, сице и нас от лютых его козней сохрани во вся дни живота нашего, наипаче же в день последняго нашего издыхания предстательствуй о нас. Буди нам тогда помощник и скорый прогонитель лукавых духов, и к Царствию Небесному предводитель. И идеже ты ныне предстоиши с лики святых у Престола Божия, моли Господа, да сподобит и нас причастники быти присносущнаго веселия и радости, да с тобою купно прославляем Отца и Сына и Святаго Утешителя Духа во веки. Аминь.

http://antson.sc.ru/4woman/religia/logos9.htm

Без комментариев:


«Трудно представить себе день лучше, чем этот, для признаний и предложений руки и сердца. Зная это, деятели туристического бизнеса в последние годы придумывают все более изощренные способы заработать деньги на влюбленных» (http://www.izvestia.ru/life/article1063776)…

«Как известно, корни этого праздника уходят в седую древность… Давным-давно, когда не было ни сэйлов, ни дисконтных карт, когда никто еще не задумывался над ударением в слове «маркетинг», и когда еще не учили в каждом вузе на пиарщика, в чью-то светлую голову пришла идея. Идея была проста и изящна: для того, чтобы сбагрить покупателям всю мишуру и подарки, оставшиеся нераскупленными после затяжных рождественско-новогодних праздников, нужен… еще один праздник. Веселый, радостный праздник с многовековой традицией и без узкой специализации. Тут-то и подвернулся св. Валентин, покровитель влюбленных» (http://abzac.nm.ru/feb04.htm).

«Переубеждает ли Церковь людей, верящих в то, что от зубной боли надо молиться именно святому Антипе, а от головной боли — святому Иоанну Крестителю? Так отчего же Церковь должна разрушать убеждение людей, которые хотят молиться нашему святому о чем-то гораздо более важном, нежели зубная или головная боль? 14 февраля — это День влюбленных. Разве это плохо с точки зрения православия? Разве наша Церковь состоит только из монахов? Разве влюбленность не должна сопровождаться молитвой?» (диакон Андрей КУРАЕВ, «Известия», http://main.izvestia.ru/community/13-02-04/article44255).

«То, что этот день отмечает часть европейцев, ровным счетом ничего не значит. Мы стали забывать поговорку: что для немца хорошо, для русского — смерть! 14 февраля — «день святого Валентина», «праздник всех влюбленных» — это идеологическая диверсия против культуры России. Явно происходит подмена понятий, искажение представлений, подрыв традиций и замена их на другие — чуждые, враждебные, разрушительные. Нельзя, чтобы открыто пропагандировался разврат, распространялся блуд, разрушались семьи. Иначе ждет нас вырождение и смерть, как в этой жизни, так и в будущей». (Священник Андрей Канев, руководитель отдела культуры Екатеринбургской епархии: «В Европе прорвало культурную канализацию, а у нас все всплывает…» http://www.nr2.ru/ekb/13_55407.html).

«О чем еще хочется напомнить в этот день? О том, что любовь прекрасна, но чувство это настолько тонкое и глубокое, что не терпит шумихи и суеты. О нем нельзя говорить на языке сувениров. Оно, как нежное растение, взращивается долго и с немалым терпением. Оно настолько отличается от того, что теперь 14 февраля нам пытаются выдать за любовь, насколько брачные венцы — венцы Таинства — отличаются от целлулоидных глянцевых сердечек. И, конечно, нужно задуматься о том, что не стоит делать идола из святого, который был обезглавлен как раз за то, что отказался поклониться идолам». http://www.orthodoxy.eparhia-saratov.ru/2005/03/01.html