Новости, Проповеди

«Мы должны нести людям Свет правды, который в нас есть» Управляющий Красноярской епархией преподал Архиерейское слово за Божественной Литургией в праздник Сретения

15 февраля в день двунадесятого (одного из двенадцати главных в Православии праздников, относящихся к земному житию Иисуса Христа и Девы Марии) праздника – Сретения Господа нашего Иисуса Христа, Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Архиепископ Антоний возглавил в Свято-Покровском кафедральном соборе Божественную Литургию Чином освящения сретенских свечей по благочестивой традиции праздника и преподал прихожанам свое Архипастырскую проповедь:

«Праздник Сретение празднуется в преддверии весны — той весны, которую ожидал всю жизнь святой праведный Симеон, называемый Богоприимцем — принявший на руки свои Христа Младенца и ожидавший этого в течение многих древних лет.
Началась эта история, когда Птолемей, император Египетский, прослышав об учении Божественном библейском, распорядился, чтобы Библия была переведена с древнееврейского на язык на наиболее распространенный, современный, понятный всем тогда греческий язык. И тогда вызвали семьдесят толковников, в числе которых был и праведный Симеон. Когда святой переводил одно из пророчеств Исаии, которое мы слышим, когда приходит Рождество Христово: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил что значит: с нами Бог» (Ис.7,14; Мф.1,23), — то усомнился, в том что дева, незнавшая мужа, может родить сына, и хотел исправить это слово. Тогда ангел Господень остановил ему руку пишущую и сказал переводить именно «дева». И было Симеону сказано ангелом, что он не умрет до тех пор, пока не примет на руки этого Божественного Младенца. Он жил глубоким старцем, многие-многие годы за сто лет, более и более, почти даже до двухсот; многие знали об этом невероятном явлении и все удивлялись тому, что он живет так долго. А он говорил: «Пока не увижу Мессию, Которого ждем мы все, Господь меня не возьмет к себе».

Когда Божия Матерь пришла во храм и принесла Младенца, явилось пред народом это чудесное явление — Симеону было открыто Духом Святым, что Господь отпустит его за праведную жизнь и за то, что он чаял действительно утехи Израиля. А сия утеха, утеха нам всем – это Вечная жизнь, которую Господь принес на землю – не с диаволом же все время жить и грешить! Как пошло это грехопадение от Адама, так и исчезла вся первозданная, идеальная жизнь без греха, без зла, без зависти, без лукавства – без всего того, чем демоны, эти клевреты сатаны, всячески действуют на людей, чтобы отвратить их от Истины. Но, конечно, обетование того, что придет Спаситель мира было, оно грелось и подогревало сердца тех, кто глубоко, искренне веровал. И праведный Симеон был глубоко-глубоко верующим, он был священником, и когда пришла Божия Матерь, Духом Святым он понял, кто это. Народ знал старца Симеона, который жаждал кажется больше всех их Мессию — Христа. И вот, когда произошло это событие Симеон воспел Духом Святым песнь: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение … Израиля». И не только Израиля, ведь было сказано в Библии: «проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах» (Лк.24:47) – ведь для всех языков мира, для всех народов пришел Спаситель, не только для Израиля – и по всему миру Вера Православная впоследствии распространилось.И была в этот день там прекрасная, духовно высокая служащая при храме женщина – Анна, дщерь Фануилова. Имя ее отца упоминается потому, что род этот был святой, хороший; фамилия их известная тем, что была праведная Богу. Анна тоже вокруг все знали, как прекрасную святую женщину, которая служит от всего сердца Богу. Она тоже сказала в подтверждение слов праведного Симеона, что действительно, это Господь пришел на землю.

День этот был великой радостью и счастьем. Во исполнения 40 дней по ветхозаветному обычаю женщины должны были приносить младенца в храм, и Христос повиновался, потому что нам дал путь, к тому, чтобы мы все, что в Церкви исполняли. Потому что все, что в Церкви устроено, должно исполнять – и на сороковой день приносят младенца в храм, и очищается молитвой мать младенца, а до этого в храм не положено ей ходить, пока не очистится — потому что несть не единого человека, рожденного без греха. И Матерь Божия тоже прошла это очищение, все это Она Духом Святым сделала, хотя она не нуждалась, потому что Она – Пренепорочная Дева Мария. Но Господь все это исполнил, указывая нам так, чтобы все это было – то, что положено исполнять для Церкви, пока мы живем во плоти временно в этом мире.

Великая радость ныне, и мы свечки в руках держим, и как бы вслед за Симеоном этим свидетельствуем: «Господи мы грешны», где нам до достоинства Симеонова! Но в сердце все-таки где-то горит, горит огонек, эта надежда на то, что правда есть. Что истина – есть, что есть действительно жизнь подлинная без этих всех превратностей, без этого всего злого, что в жизни мы встречаем чуть не каждый день. Она – есть! Иная, другая жизнь, первоначальная та, данная без диавола жизнь – она же прекрасная, чистая, действительная раскрывающая величайший потенциал возможностей человека, потому что душой это — существо созданное для Вечности. И вот это освящение свечей сегодня через молитву т глубокую; мы через это являем собою тоже все-таки, несмотря на наши согрешения, светильник Богу, держа в руках эту свечечку, и просим Бога, чтобы Он простил нам все прегрешения, потому что у нас немножко, но есть, есть внутри это понятие о добре, о правде, о истине, о Красоте жизни подлинной действительно. Поэтому-то сретенская свечка – помогает, и в доме надо ее держать. Трудное что-то, момент какой-то тягостный случился в жизни – зажги эту свечу, помни храм, обратись к Богу с молитвой, и — пройдет все, и все устроится, совсем не с то стороны, с которой Вы ожидаете устроения и освобождения от какого-то ни было недуга, или болезни или еще чего-нибудь. Очень важно, чтобы никакие силы зла не смогли поколебать эту нашу жизнь, потому что мы хотим, чтоб все были здоровыми, хотим, чтоб и стихийных бедствий не было, и если бедствие какое – тоже надо помолится и все устроится. Также, конечно, и когда мы перед Богом предстать собираемся в последний путь — святые знали, когда это произойдет – и нам тоже, когда человек умирает хорошо дать ему в руки эту сретенскую свечу: этим самым человек уподобляется Симеону, который жаждал правды, жаждал Бога, чтобы увидеть то Царство вечности. Он жаждал, любил храм, любил то, что Бог установил для того, чтобы помнить о Вечной жизни – вот для чего дается человеку эта свечечка спасительная и добры,й и хороший это знак для всякого предстоящего душой своей перед Богом. Да благословит нас всех Господь, будем укрепляться верой! И также будем укрепляться исполнением заповедей и, конечно, любовью к Богу, что нам дает силы любви к ближнему, и к врагам даже. И тем самым мы должны нести тот Свет Правды Божией, который в нас есть и которыми мы должны делится с другими людьми. Делится этой правдой, этой любовью, уважением, всепрощением, умением не завидовать, не превозносится, гордынею — ведь мы знаем, что все это у нас это есть. Будем стараться подражать хотя бы в какой-то минимальной степени этому великому святому угоднику Божию, стоящему как бы на грани Ветхого Завета и Нового, потому что он воспринял Христа — подражать праведности старца Симеона».